MarBLe_MELon: Близко к тексту (sumka_mumi_mamy) wrote,
MarBLe_MELon: Близко к тексту
sumka_mumi_mamy

Category:

Роль школы в воспитании личности

Ну вот, свершилось, в нашей семье три школьника: старшеклассник, младшеклассник и ученица прогимназии! Всех отмечающих Новый год – с Новым годом! Всех, кто отправил детей учиться или вернулся к преподаванию, – с новым учебным годом! Дашу Вильке – с выходом в финал конкурса на лучший роман для подростков! Всем пишущим – болдинской осени!

В связи с началом учебного года, хочу с вами обсудить, должна ли школа быть чисто академическим заведением или же ее роль – воспитывать граждан. Некоторые родители не признают школу даже в качестве академического заведения и обучают детей сами, однако это отдельная тема. В большинстве семей дети посещают школу. Отправляя их туда, мы ожидаем, что школа будет их учить? Или учить и воспитывать? Или только воспитывать? Ведь некоторые родители, считают, что академические знания ребенок может приобрести дома, а школа нужна для формирования социальных навыков.

Если доверить школе формирование личности, то в каких пределах? В какие сферы школа вправе вмешиваться, а какие следует считать слишком интимными? Одни родители предпочитают острые темы обсуждать с детьми сами, другие рады, что эту роль взяла на себя школа, третьи в ужасе от того, как именно в школе трактуются эти острые темы. В каждой стране, а зачастую и в каждой школе, своя специфика, тем не менее, многие вопросы вмешательства-невмешательства школы в воспитание их детей понятны большинству родителей, независимо от места жительства. Будет здорово, если прозвучат мнения из разных стран. Мне интересна точка зрения тех, чьи дети учатся (в школе или на дому), или уже отучились, или еще только будут учиться; и тех, у кого нет детей; и тех, кто сам работает в системе образования. Я хочу разделить эту дискуссию на несколько тем, в каждой из которых предложу для обсуждения спорные ситуации, в которых учитель выходил, по мнению родителей, за рамки предмета. А для начала прошу вас ответить на несколько общих вопросов.

Poll #1932476 Мы же в нос к нему не лезем

Должна ли школа, помимо обучения, заниматься воспитанием, в частности – затрагивать этические и социальные темы:

Да, безусловно, воспитание достойных граждан – важнейшая функция школы
10(20.4%)
Да, но в некоторых пределах, этот вопрос – неоднозначный
30(61.2%)
Нет, школа – чисто академическое заведение
5(10.2%)
Другое
4(8.2%)

Какие из этих тем, на ваш взгляд, учителя могут обсуждать со старшеклассниками (можно проголосовать за несколько тем, они отсортированы по алфавиту):

Аборты
28(10.0%)
Вегетарианство
28(10.0%)
Гомофобия
32(11.4%)
Контрацепция
37(13.2%)
Национализм
38(13.5%)
Политика
31(11.0%)
Преступность
41(14.6%)
Религия
28(10.0%)
Эротика
18(6.4%)

Вы бы предпочли, чтобы о сексе дети узнавали преимущественно:

от родителей
32(65.3%)
от учителей
2(4.1%)
из книг, фильмов, интернета
10(20.4%)
несовершеннолетним не следует знать о сексе
0(0.0%)
другое
5(10.2%)

Допустимые пределы откровенности при обсуждении острых тем:

Должны быть одинаковыми для всех школ и определяться министерством образования
9(19.1%)
Должны быть разными и определяться родителя и учителями конкретной школы
27(57.4%)
Другое
11(23.4%)


А теперь приведу первый, достаточно невинный, пример «странного» разговора в классе.
Пример 1. Национальная обособленность
Учитель литературы читает с восьмиклассниками рассказ о том, как китайской девочке запретили встречаться с итальянским мальчиком, и спрашивает: «А вам родители разрешают заводить бойфрендов/девушек других национальностей?» Это типичный торонтский класс в интеллигентской школе, где учатся подростки самых разных национальностей. Девочка и мальчик в рассказе представляют два «взаимно нейтральных» народа (это не еврейская девочка и арабский мальчик), то есть суть проблемы в том, что родители девочки готовы принять в качестве партнера дочери исключительно выходца из своей национальной общины. Учитель – мужчина англосаксонского происхождения – на первом же уроке рассказал детям, что женат на филиппинской женщине, и показал ее фотографию.

Подходит ли, по-вашему, эта тема для обсуждения на уроке литературы? Правильно ли сформулирован вопрос?
Tags: social
Subscribe

  • И если вы не живете

    Мы сегодня получили первую дозу вакцины. По этому поводу принято произносить бравурные речи. Я тоже попробую. Я живу в стране, где уже год кризис…

  • Ларусс в прихожей

    Когда в очередной раз закрывают школы – в наших краях этим развлекаются уже больше года – детей просят учебники и тетради разобрать по…

  • Возвращение Кристиана

    Полгода назад я писала о мальчике, которого не отпустили в школу ради бабушки. Целый год – с марта по март – он провел в своей квартире…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 172 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
нет, мне бы такое обсуждение не понравилось
А почему? Тебе кажется, что учитель этим вопросом вмешивается в отношения учеников и родителей? Пытается изменить систему ценностей, которую ребенку привили дома? Или что-то еще?
(Это реальный пример из жизни)

ritta_ritta

7 years ago

Вопрос сформулирован по-дурацки, как мне кажется, но ничего ужасного я в этом обсуждении не вижу. По мне главное, чтобы учитель не навязывал свою точку зрения. Для некоторых детей учитель - неоспоримый авторитет, особенно для тех, кто помладше.
Он не навызывал свое мнение, но он как бы залез в святая святых, потому что в школе, согласись, многие вещи своими именами не называются.
То что надо было бы, возможно, назвать "национализмом" зачастую называется "сохранением национальной идентичности". Не секрет ведь, что некоторые национальные общины строго контролирует девочек. Кто должен протянуть девочкам руку помощи, школа? Если школа, то в какой форме?
Подходит и правильно.
Сколько драм такого рода мы наблюдали "в той жизни": кого-то не отпускали замуж за еврея, русского, армянина... Я тоже считаю, что школа должна детей воспитывать космополитов.
А с другой стороны, пусть речь идет о крошечном народе, эстонцах, скажем, или ассирийцах, которых в Торонто всего, может, несколько семей. Так что же им, окончательно раствориться?

hahi

7 years ago

eta_ta

7 years ago

efimpp

7 years ago

asnat

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

asnat

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

боже, где такой заповедник невинности? "Это заблуждение - считать что уборщицы слепые".
Без школы дети никак не узнают об абортах, вегетерианстве, гомофобии и далее по списку. Если учитель не просветит, то так всю жизнь и проживут, свято веря всему, что мама сказала.
Без школы дети никак не узнают об абортах, вегетерианстве, гомофобии и далее по списку.
это ведь был сарказм такой, да?

experiment8or

7 years ago

m_elle

7 years ago

experiment8or

7 years ago

m_elle

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

experiment8or

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

experiment8or

7 years ago

jsupernova

7 years ago

experiment8or

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

experiment8or

7 years ago

efimpp

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

experiment8or

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

experiment8or

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

experiment8or

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

experiment8or

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

тема вполне легитимна на мой взгляд; вопрос сформулирован плохо, так как действительно звучит как влезание школы во внутрисемейные дела. Более подходящей формулировкой для урока литературы было бы "а как вы (т.е. ученики) относитесь к ситуации описанной в рассказe" - это же их вездесущие connections - text to world, text to self, text to smth else don't remember:-)
А проблема в том, что такие ситуации дети сплошь и рядом наблюдают, и всем классом сочувствуют пострадавшим. Поэтому спрашивай-не спрашивай, у них все равно возникают конкретные примеры. На детской площадке европейские папы с детьми китайского типа скоро будут в абсолютном большинстве, так что в жизни эта проблема успешно решается :) Но не для всех общин, увы.

_rinka_

7 years ago

Тема абсолютно возмутительная, так же, впрочем, как и любая попытка обсуждать в школе действия родителей.
А если бы он не спросил про конкретных родителей? Думаешь, дети самостоятельно не додумались бы примерить эту ситуацию на себя?

hahi

7 years ago

gianthare

7 years ago

Урок литературы не место идеологической пропаганде. Multiculturalism - часть идеологического левого набора, и должен быть представлен под этой этикеткой, в сравнении и/или противопоставлении с отличными от него теориями (тоже ясно маркированными) и лучше всего - в курсе специально-отведённого для этого урока, напр. -политология, обществоведение, этика, социология, &.
Кроме нарушения конфиденциальности и склонения учеников к публичному доносительству на своих родителей, тут ещё принципиально анти-демократический способ преподавания (не знаю, что хуже).
А каким образом можно полностью избавить уроки литературы и истории от идеологической компоненты? Вообще не читать современной литературы? И чтобы будет таким маркированным дополнением к цивилизованному мультикультурализму (в Канаде другая специфика, он здесь входит почти в любой набор) -- национализм что ли?

hahi

7 years ago

zw2005

7 years ago

hahi

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

hahi

7 years ago

Deleted comment

m_elle

7 years ago

eta_ta

7 years ago

eta_ta

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

eta_ta

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

Маш, раздели, пожалуйста, фильмы, книги и интернет :) Я лично считаю, что из балета и поэзии.

Корректность постановки вопроса зависит от преследуемой цели. Если учитель имел ввиду конкретную ситуацию конкретного ребенка (то есть вопрос задавал всем, но предназначался кому-то одному) - то правильно. Если имел в виду общее обсуждение - то наверное неправильно. Приходится верить в благородность намерений учителя.

Конкретика, по-моему, определяется микроситуацией, а не макро. То есть нельзя заранее определить, обсуждение каких вопросов принесет пользу, а каких - вред, потому что это зависит от конкретной группы учеников и конкретного учителя, и конкретно поставленной локальной задачи. У каждого учителя свой набор инструментов, один умеет донести что-то обсуждениями абортов, другой может то же самое донести разговорами о желудях.

По-моему, какие-то правила, как в этом вопроснике, применимы только в смысле органичения разрушительных последствий, если что-то не так. Если группа подобрана плохо, если благородные намерения учителя оставляют желать лучшего, итп.
А как же оперы???

Понимаешь, если устраивать обсуждения с родителями на микроуровне, это привет к тому, что некоторые группы населения вообще окажутся отрезанными от информации. Вот я тебе приведу конкретный пример. Звонит на радиостанцию слушатель и кричит: "Я истинный христианин и не позволю, чтобы моим детям в школе рассказывали об однополых семьях" А ведущий, пожилой британец, парирует: "А что если сейчас сюда позвонит арабский родитель и потребует, чтобы в школах не рассказывали о Холокосте" Это одна сторона медали: кто, кроме школы, позаботится о том, чтобы дети из такого рода семей не выросли гомофобами и националистами. А с другой стороны, если позволить школе лезть в воспитание, какие-нибудь неумные учителя на местах будут рассказыват черт знает что: заниматься антиабортной пропагандой, расхваливать преимущества полигамии и радикальных диет... Нельзя же на государственном уровне объявить: умным учителям -- можно, глупым -- нельзя. И что вообще делать?

efimpp

7 years ago

golger_i

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

я, как категорический индивидуалист, воинственно против попыток школы воспитывать "достойных граждан", и считаю это покушением на мои права вырастить ребенка по своему разумению, а не в соответствии с представлениями о мире какого-то постороннего идиота, ума и способностей которого хватило только на то, чтобы в школу идти преподавать.
ППКС !!!!

sumka_mumi_mamy

7 years ago

m_elle

7 years ago

не вижу ничего плохого в обсуждении подобного в классе. детям обычно страшно интересно поговорить на отвлеченные темы, ну и мне кажется это как-то помогает становлению открытой толерантной личности. мало ли какие ситуации бывают в жизни... ))
(я сама отучилась в американской школе (в техасе), и у меня был один либеральный учитель физики, который был страшно конфликтной личностью с администрацией, но в отличие от остальных, любил в классе обсуждать острые темы типа политики, абортов, и пр., в основном новости какие-то переливающиеся в дискуссии... это было всегда страшно интересно! и все это делалось довольно гармонично паралельно с его веселыми экспериментами назло директору, типа кидания арбуза с крыши здания).
Я тоже училась в школе, где были либеральные молодые учителя и много отвлеченных обсуждений :)
На самом деле, эта тема меня волнует скорее даже, не как родителя -- школьные учителя моих детей производят, в большинстве своем, очень адекватное впечаление, -- а применительно к школьной системе в целом. Какой message школа несет? Взять хотя бы права женщин. Я считаю, что никаб -- признак системы, которая женщину превращает в вещь, в собственность. Не должно быть никабов в свободном мире. В некоторых торонтских школах детям объясняют, что никаб -- выбор самой женщины! Да что же это за лицемерие такое! И подобных скользких примеров -- масса, хочу отдельно об этом поговорить.

m_elle

7 years ago

krome

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

Школа должна учить думать, принимать решения, обосновывать эти решения и брать на себя ответственность за эти решения. Потом, дома, ребенок услышит мнение "другой стороны", тут дискуссия и обдумывание продолжится.
Думаю, что открытое коллективное обсуждение в классе, модерируемое квалифицированным взрослым, это потрясающая возможность запустить все эти механизмы. Такие уроки еще дают возможность учиться вести цивилизованную дискуссию на любую тему, даже самую больную. Обсуждать надо любые темы, жизнь нам еще не то подбрасывает, надо быть к ней готовым.




Вы живёте в Канаде? Вы можете представить себе в нынешней обычной канадской государственной школе действительно СВОБОДНУЮ дискуссию про мультикультурализм, глобальное потепление, гомосексуализм, религию? Я - не могу. (Мой сын только что перешёл из начальной школы в старшую.)

sumka_mumi_mamy

7 years ago

readitinrussian

7 years ago

Прочитала некотрые камменты и недоумеваю. Человек - не колбаса, чем его начинят, то в себе и носит.

Почему-то кажется, что если ребенку показать стройку - он побежит строить. А показать бутылку - он побежит пьянствовать.

В условиях тоталитарного доинтенретного общества, в котором я имела счастье подрастать и ходить в школу - там везде было одно и то же. Нас со всех сторон призывали строит коммунизм. И что? Не было идиотов, которые в это верили. А попаганда была мощнейшая.

Сейчас, когда есть интернет, когда мы живем в свободной стране, мнение одной учительницы- о чем угодно - это мелкий писк в ниагарском водопаде впечатлений. И если это мнение идиотское, ребенок, конечно извлечет урок: И какая же наша марьиванна дура. Но не более того.

С детьми надо говоррить обо всем. А выводы они сделают сами. Вы еще удивитесь, какие.
+100

sumka_mumi_mamy

7 years ago

experiment8or

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

С Новым Годом!

Я не совсем поняла про какой вопросы вы спрашиваете "правильно ли он сформулирован" ( у вас там два вопроса: А вам родители... и Подходит ли...), но обсуждение с темой не очень-то связаны.

Т.е. я считаю что нет запретных тем, но есть некорректные формы обсуждения, риторики, дискуссии, мозгового штурма, диалога, демократического форума...которым и учат или не учат в школе на уроках языка и литературы...

Я считаю, что с позиций риторической корректности/некорректности, учитель не должен раскрывать аспекты своего супружества при учениках как пример того, насколько можно раскрываться перед группой людей, с которыми ты связан по большей части довольно формальными критериями (школьный возраст, проживание в одном школьном дистрикте) и не должен просить учеников обнародовать их семейные уставы на уроках. Это переход на личности, в дискуссии недопустим.

Дискуссия скорее должна затрагивать вопросы влияния выбора родителей на выбор детей, чем мотивируется выбор детей и чем - родителей, преимущества и недостатки дружбы или романа с человеком твоей или другой национальности и так далее. Ученики могут высказываться, приводя личные примеры, но их нельзя тянуть за язык, просить их рассказывать как устроено у них в семье и тем более обсуждать хорошо это или плохо по сравнению с семьёй соседа по парте.

На уроке литературы учитель покажет как литература раскрывает такие темы (рассказ, сюжет, интрига, мораль этой истории или её отсутствие) и как групповое обсуждение с лидером или без модераторства может раскрыть такие темы или раскачать мышление учеников, быть разминкой, мозговым штурмом перед написанием эссе на такую тему.

Школа, конечно, воспитывает. Есть группа, есть структура с иерархией, навязанное поведение, правила поведения, что считается нормальным и что неприемлемо.... Безусловно воспитывает, хотим мы этого или нет. Это социальная психология 101.

Обсуждать можно любые темы, а вот учить искусству обсуждать - это функция как раз учителей. О сексе следует узнавать от биологов, сексологов и психологов, а не от учителей или родителей. Т.е. образование в этой области следует получать от специалистов. А воспитание... тут уж все приложатся, и родители, и друзья, и личный опыт сыграет роль...Сексуальное воспитание - это функция общества, в котором мы живем. В каждом обществе свой сексуальный политес, сексуальная правильность и неправильность, сексуальная красивость и некрасивость сексуального поведения и так далее.
С Новым годом!

Я имела в виду правильно ли сформулирован вопрос учителя? Возможно, мои вопросы тоже сформулированы не слишком удачно. Я хотела привести несколько таких примеров, но уж очень длинно вышло, поэтому оставила один.

Учителя рассказывают детям невероятно личные вещи. Один учитель показал на первом уроке английского языка фотографию женщины и спросил, что можно сказать о женщине на фотографии. Дети решили, что это такое упражнение, наговорили не слишком приятных вещей, а выяснилось, что на фотографии его жена!

У меня такое ощущение, что на уроках литературы здесь мало внимания уделяется структуре текста и всяким формальным вещам, и много -- разговорам о жизни. В сочинениях часто просят привести примеры из жизни, причем иногда, из жизни родителей.

Ваша идея отказаться от дилетантства вообще мне очень нравится, но где взять столько профессионалов :)

golger_i

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

golger_i

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

birdz_n_beez

7 years ago

На мой взгляд, в идеале школа должна учить всему. В частности, обсуждать все темы подходящей возрастной направленности. Поскольку все мы не идеальны, есть вопросы, которых лучше вообще не касаться. Т.е. лучше вообще вообще запретить учителям говорить с детьми об абортах, если есть подозрение, что они могут начать эти обсуждения в 3 классе. Опять же, не детям в классе запретить говорить между собой, а именно учителям с детьми, так как у них вес другой, а соображаловки может и не быть вовсе.

При этом я сама о чем только с детьми не разговаривала. В частности, 8-классникам на уроке математики читала рассказ А. Закгейма "Афраллер" (есть в сети, очень рекомендую) про национализм как раз.
У нас между собой нет единодушия по поводу того, в каком возрасте что можно. Твои мальчики смотрели "Список Шиндлера"?

enjoy_reading

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

enjoy_reading

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

А про пример, тема как тема. Но вопрос "А тебе родители разрешают...?" абсолютно некорректен в любом виде: "... есть руками", "... бить маму", "... пить пиво". "А у тебя папа бьет маму перед сном?". В 8 классе некоторым девочкам еще вообще не "разрешают" иметь бой-френдов.
Это недопустимое залезание учителя в личную жизнь семьи. Ответ на него может быть только один: "Любопытство - не порок, а большое свинство". И никак иначе этот вопрос не расценивается. Он просто переносит на детей свои комплексы по поводу того, что его мама была недовольна его браком с филлипинкой (это подтверждается и тем, что он не приминул сообщить об этом браке на 1 уроке). К сожалению, комплексы очень заразны. Поэтому такое обсуждение дурно.
+1 ниже написала что-то в этом роде, но Вы лучше сформулировали!

enjoy_reading

7 years ago

sumka_mumi_mamy

7 years ago

enjoy_reading

7 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • И если вы не живете

    Мы сегодня получили первую дозу вакцины. По этому поводу принято произносить бравурные речи. Я тоже попробую. Я живу в стране, где уже год кризис…

  • Ларусс в прихожей

    Когда в очередной раз закрывают школы – в наших краях этим развлекаются уже больше года – детей просят учебники и тетради разобрать по…

  • Возвращение Кристиана

    Полгода назад я писала о мальчике, которого не отпустили в школу ради бабушки. Целый год – с марта по март – он провел в своей квартире…