MarBLe_MELon: Близко к тексту (sumka_mumi_mamy) wrote,
MarBLe_MELon: Близко к тексту
sumka_mumi_mamy

Category:

Роль школы в воспитании личности

Ну вот, свершилось, в нашей семье три школьника: старшеклассник, младшеклассник и ученица прогимназии! Всех отмечающих Новый год – с Новым годом! Всех, кто отправил детей учиться или вернулся к преподаванию, – с новым учебным годом! Дашу Вильке – с выходом в финал конкурса на лучший роман для подростков! Всем пишущим – болдинской осени!

В связи с началом учебного года, хочу с вами обсудить, должна ли школа быть чисто академическим заведением или же ее роль – воспитывать граждан. Некоторые родители не признают школу даже в качестве академического заведения и обучают детей сами, однако это отдельная тема. В большинстве семей дети посещают школу. Отправляя их туда, мы ожидаем, что школа будет их учить? Или учить и воспитывать? Или только воспитывать? Ведь некоторые родители, считают, что академические знания ребенок может приобрести дома, а школа нужна для формирования социальных навыков.

Если доверить школе формирование личности, то в каких пределах? В какие сферы школа вправе вмешиваться, а какие следует считать слишком интимными? Одни родители предпочитают острые темы обсуждать с детьми сами, другие рады, что эту роль взяла на себя школа, третьи в ужасе от того, как именно в школе трактуются эти острые темы. В каждой стране, а зачастую и в каждой школе, своя специфика, тем не менее, многие вопросы вмешательства-невмешательства школы в воспитание их детей понятны большинству родителей, независимо от места жительства. Будет здорово, если прозвучат мнения из разных стран. Мне интересна точка зрения тех, чьи дети учатся (в школе или на дому), или уже отучились, или еще только будут учиться; и тех, у кого нет детей; и тех, кто сам работает в системе образования. Я хочу разделить эту дискуссию на несколько тем, в каждой из которых предложу для обсуждения спорные ситуации, в которых учитель выходил, по мнению родителей, за рамки предмета. А для начала прошу вас ответить на несколько общих вопросов.

Poll #1932476 Мы же в нос к нему не лезем

Должна ли школа, помимо обучения, заниматься воспитанием, в частности – затрагивать этические и социальные темы:

Да, безусловно, воспитание достойных граждан – важнейшая функция школы
10(20.4%)
Да, но в некоторых пределах, этот вопрос – неоднозначный
30(61.2%)
Нет, школа – чисто академическое заведение
5(10.2%)
Другое
4(8.2%)

Какие из этих тем, на ваш взгляд, учителя могут обсуждать со старшеклассниками (можно проголосовать за несколько тем, они отсортированы по алфавиту):

Аборты
28(10.0%)
Вегетарианство
28(10.0%)
Гомофобия
32(11.4%)
Контрацепция
37(13.2%)
Национализм
38(13.5%)
Политика
31(11.0%)
Преступность
41(14.6%)
Религия
28(10.0%)
Эротика
18(6.4%)

Вы бы предпочли, чтобы о сексе дети узнавали преимущественно:

от родителей
32(65.3%)
от учителей
2(4.1%)
из книг, фильмов, интернета
10(20.4%)
несовершеннолетним не следует знать о сексе
0(0.0%)
другое
5(10.2%)

Допустимые пределы откровенности при обсуждении острых тем:

Должны быть одинаковыми для всех школ и определяться министерством образования
9(19.1%)
Должны быть разными и определяться родителя и учителями конкретной школы
27(57.4%)
Другое
11(23.4%)


А теперь приведу первый, достаточно невинный, пример «странного» разговора в классе.
Пример 1. Национальная обособленность
Учитель литературы читает с восьмиклассниками рассказ о том, как китайской девочке запретили встречаться с итальянским мальчиком, и спрашивает: «А вам родители разрешают заводить бойфрендов/девушек других национальностей?» Это типичный торонтский класс в интеллигентской школе, где учатся подростки самых разных национальностей. Девочка и мальчик в рассказе представляют два «взаимно нейтральных» народа (это не еврейская девочка и арабский мальчик), то есть суть проблемы в том, что родители девочки готовы принять в качестве партнера дочери исключительно выходца из своей национальной общины. Учитель – мужчина англосаксонского происхождения – на первом же уроке рассказал детям, что женат на филиппинской женщине, и показал ее фотографию.

Подходит ли, по-вашему, эта тема для обсуждения на уроке литературы? Правильно ли сформулирован вопрос?
Tags: social
Subscribe

  • Из Верлена

    Перебираю детские тетрадки со стихами и переводами. По-моему, пик содержательной внутренней жизни приходится на 15-летний возраст. Перевод из…

  • От переводчика

    Я редко теперь пишу о переводах, но сегодня попалось в сети рассуждение о том, что переводчик классики непременно должен быть дипломированным…

  • Садовник Ян (חנן הגנן)

    Садовник Ханан, придуманный Ринат Хоффер (на русском языке выходила ее "Динкина тропинка"), один из любимейших персонажей израильских…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 172 comments

  • Из Верлена

    Перебираю детские тетрадки со стихами и переводами. По-моему, пик содержательной внутренней жизни приходится на 15-летний возраст. Перевод из…

  • От переводчика

    Я редко теперь пишу о переводах, но сегодня попалось в сети рассуждение о том, что переводчик классики непременно должен быть дипломированным…

  • Садовник Ян (חנן הגנן)

    Садовник Ханан, придуманный Ринат Хоффер (на русском языке выходила ее "Динкина тропинка"), один из любимейших персонажей израильских…