Categories:

Вписанность

Кто из русских поэтов лучше всех вписался в контекст другой культуры?

Луна вплывает, вписываясь в темный

     квадрат окна, что твой Экклезиаст.

(Осенний вечер в скромном городке, 1972)

В проем оконный вписано, бедро

     красавицы – последнее оружье:

     раскрыв халат, напоминает про

     пускай не круг, хотя бы полукружье

(Мексиканский дивертисмент, 1975)

вооружен зрачком,

     вписываясь в чей круг,

     видимый мир – ничком

     и стоймя – близорук.

(Сидя в тени, 1983)

Вписывай круг в квадрат.

     Бойся широкой скулы, включая луну

(Назидание, 1987)

Умереть, бросить семью, уехать,

     сменить полушарие, дать вписать

     другие овалы в четырехугольник

(Элегия, 1988)

Кстати, о каких овалах идет речь? Как трактовать эти строки? И почему, путешествуя в Азии, ночуя в чужих домах, нужно вписывать круг в квадрат? И почему этот образ так часто у него встречается? Есть ли он у других поэтов? (Не могу вспомнить ничего подходящего)

Примечательно, что все пять стихотворений написаны в эмиграции. В ранних стихах слово «вписывать» встречается трижды, но в двух случаях оно не имеет геометрического смысла:

с риском быть вписанным в святотатцы (Письмо генералу Z., 1968)

Он вписывал в тетрадки

     свои за препаратом препарат (А здесь жил Мельц, 1969)

А в одном случае – весьма условный геометрический смысл: 

Я вписываю в радиус родню (Горбунов и Горчаков, 1968)

(Стоит мне заговорить о Бродском, что-то случается с форматированием, всякий раз)