Вписанность
Кто из русских поэтов лучше всех вписался в контекст другой культуры?
(Стоит мне заговорить о Бродском, что-то случается с форматированием, всякий раз)
Луна вплывает, вписываясь в темный
квадрат окна, что твой Экклезиаст.
(Осенний вечер в скромном городке, 1972)
В проем оконный вписано, бедро
красавицы – последнее оружье:
раскрыв халат, напоминает про
пускай не круг, хотя бы полукружье
(Мексиканский дивертисмент, 1975)
вооружен зрачком,вписываясь в чей круг,
видимый мир – ничком
и стоймя – близорук.
(Сидя в тени, 1983)Вписывай круг в квадрат.
Бойся широкой скулы, включая луну
(Назидание, 1987)
Умереть, бросить семью, уехать,
сменить полушарие, дать вписать
другие овалы в четырехугольник
(Элегия, 1988)
Кстати, о каких овалах идет речь? Как трактовать эти строки? И почему, путешествуя в Азии, ночуя в чужих домах, нужно вписывать круг в квадрат? И почему этот образ так часто у него встречается? Есть ли он у других поэтов? (Не могу вспомнить ничего подходящего)
Примечательно, что все пять стихотворений написаны в эмиграции. В ранних стихах слово «вписывать» встречается трижды, но в двух случаях оно не имеет геометрического смысла:с риском быть вписанным в святотатцы (Письмо генералу Z., 1968)
Он вписывал в тетрадкисвои за препаратом препарат (А здесь жил Мельц, 1969)
А в одном случае – весьма условный геометрический смысл: Я вписываю в радиус родню (Горбунов и Горчаков, 1968)
(Стоит мне заговорить о Бродском, что-то случается с форматированием, всякий раз)