MarBLe_MELon: Близко к тексту (sumka_mumi_mamy) wrote,
MarBLe_MELon: Близко к тексту
sumka_mumi_mamy

Category:

Французская школа в свете последних событий

У меня складывается впечатление, что современное французское общество за пределами Франции известно мало, поэтому буду теперь иногда пересказывать статьи на общественные темы из французской прессы. Мне непривычно переводить в эту сторону, но буду стараться, потому что хотелось бы, в меру сил, восполнять этот пробел.

Министр образования Франции сообщила, что по всей стране школьники должны были почтить жертв исламского терроризма минутой молчания. От рук террористов погибли 17 человек: 10 журналистов и посетителей редакции «Шарли Эбдо», среди которых была одна женщина (убитая за то, что была еврейкой, остальных женщин не тронули) и один мусульманин (корректор); трое полицейских – один из которых был мусульманин, а одна – молодая женщина африканского происхождения, прослужившая всего две недели; и четверо посетителей кошерного супермаркета (один из которых был застрелен, когда пытался оказать сопротивление террористу). Во время минуты молчания в школах было зафиксировано более двухсот (!) инцидентов, причем сорок из них настолько серьезные, что пришлось привлечь полицию.

Министр отмечает, что существующее положение вещей по-настоящему плачевное. Во время обсуждения терактов «школьники задавили чудовищные вопросы «Почему одним можно, а другим нельзя?», приравнивая карикатуры к убийствам. Некоторые, под влиянием родителей, верят в теорию заговора. Школа должна срочно мобилизоваться, чтобы воспитывать в детях неотъемлемые ценности Республики, такие как свобода слова, светскость, безоговорочное неприятие антисемитизма, уважение закона и власти. Сегодняшняя школа с этой задачей не справляется. Учителя не виноваты – некоторые родители активно противостоят этим ценностям. Необходимо встряхнуться. Светские ценности всегда будут основой нашей культуры. Без них невозможно научить детей мирному сосуществованию, критическому мышлению, свободе суждений, искусству цивилизованной дискуссии, умению отделять реальные факты от слухов и домыслов».

Светскость – очень важный французский принцип. Тем, кто живет в России, Израиле, Америке, даже в Канаде, необычно слышать, что чувства атеистов могут цениться так же высоко, как чувства верующих, но именно атеистический образ мысли стремится воспитать французская школа, хотя на практике сейчас все более чем непросто.

О каких инцидентах идет речь, можно понять со слов учительницы, работающей в средней школе (6-9 класс) для проблемных учеников города Гренобля. Во время минуты молчания один из семиклассников спросил: «Почему я должен соблюдать минуту молчания в честь каких-то незнакомых людей?» Учительница заметила, что многие дети были тоже шокированы этим вопросом. «Я стала объяснять детям, что убили живых людей, что погибшие утром сказали своим домашним: «До вечера!», но домой уже не вернулись. Я почувствовала, что некоторые мусульманские девочки явно испытывали стыд и неловкость за свои семьи. Двенадцатилетки еще очень эмоциональны. По словам коллег, с другими классами было сложнее: некоторые дети во время минуты молчания болтали, гоготали, говорили ужасные вещи, а один шестиклассник минуту молчания соблюдать отказался. Самых наглых пришлось отправить к директору и к медсестре, чтобы вразумить: очевидно, что все эти вызывающие вещи они слышали от родителей.

Девятиклассники пришли ко мне уже после дискуссии с учителем французского языка, разгоряченные и шумные. Некоторые из них были в ужасе от терактов, называли их «варварством». В то же время, одна девочка заявила: «Мы никому не позволим оскорблять пророка. Естественно, мы им отомстили» Я была удручена, пыталась объяснить им, в чем заключается свобода слова. «Мы же им уже угрожали раньше, – отвечали на это мусульманские школьники. – Почему они продолжали рисовать свои картинки?» Учитель французского пытался им втолковать, что журнал смеялся над всеми религиями, не только над исламом, но, увы, дома их настраивают иначе. Больно было видеть, как этот симпатичный класс вдруг распался на две части по национальному признаку. Школе трудно прививать французские ценности, когда дома родители внушают ученикам совсем другие принципы. Под влиянием родителей мусульманский школьник считает учителя не союзником, а врагом. Мы видим перед собой молодых людей, напичканных такими идеями, что тревожно становится за будущее страны».
Tags: social
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 179 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →