MarBLe_MELon: Близко к тексту (sumka_mumi_mamy) wrote,
MarBLe_MELon: Близко к тексту
sumka_mumi_mamy

Categories:

След подслушанного разговора

Только по голосам он опознал две темные фигуры, смутно вырисовывающиеся в тени багажного вагона.
Говорил Арбэтнот:
– Мэри…
Девушка взволнованно прервала его:
– Нет, нет, не сейчас! Когда все будет кончено… Когда все будет позади… тогда…
Мсье Пуаро незаметно удалился. Он был озадачен: он едва узнал голос мисс Дебенхэм, всегда такой бесстрастной и деловитой.
«Любопытно», – сказал он про себя.

Случайно подслушанный разговор, сыгравший ключевую роль в развитии сюжета (как в случае с Пуаро и пассажирами вагона Стамбул-Кале) или даже спасший герою жизнь (вспомним д’Артаньяна, сквозь печную трубу уловившего диалог Миледи с кардиналом) – один из любимейших литературных приемов всех времен и одновременно – один из наименее правдоподобных. Сколько чужих разговоров нам ни приходится ежедневно слышать в вагоне, на работе и на детском футболе, вероятность того, что хотя бы один из этих разговоров окажется для нас жизненно важным, на мой взгляд, крайне мала. Не могу вспомнить ни одного такого случая из реальной жизни. А вы?

Тем не менее, этот прием, вероятно, не утратит своей популярности, потому что невольно подсмотреть чужой разговор в виртуальном формате еще проще, чем подслушать его в городе. Симпатичный собеседник на литературные темы, которого мы добавили во френды, ничего о нем не зная, может оказаться мужем соседки, тем самым, на которого она в минуту грусти жалуется у нас под замком.

Другая грань того же явления: я привыкла воспринимать жж как интерактивную площадку, где люди друг с другом разговаривают, но сколько пассивных свидетелей у каждого такого разговора, тех, кто не испытывает потребности включиться в диалог, а только читает. Я стараюсь исходить из того, что к собеседникам «в кадре» такой читатель относится доброжелательно или нейтрально – ему просто некогда или он стесняется... Одним словом, он – участник диалога, комментирующий мысленно, про себя, а не шпион-злоумышленник, но ведь не спросишь.

***
Я люблю оценивать сюжетные ходы в классических романах на предмет их вневременной универсальности vs обусловленности временем и местом. Скажем, драма Анны Карениной представима и сегодня: влиятельный муж так же может шантажировать сбежавшую жену общим ребенком и настраивать против нее общих знакомых. С другой стороны, Наташа Ростова, сбежав с Анатолем, не была бы потеряна для жизни и Пьера.

Литературные сюжеты о долгих безнадежных поисках любимого или друга, вероятно, в недалеком будущем утратят свою актуальность. А вот мотив внезапной встречи с первой любовью на старости лет уже выглядит натянуто. Первая любовь, разумеется, у нас во френдах и занудно спорит на политические темы с третьей и четвертой.
Tags: proFUNация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 93 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →