Мне кажется, это очень похоже на наши занятия с детьми. Мы (это собирательное «мы», которое, я, разумеется, никому не навязываю) начинаем рано и стремительно. В пятом классе ребенок решает задачи для восьмого, а потом нашего математического уровня перестает хватать, или ребенок уже слишком взрослый, чтобы чем-то заниматься с родителями, или у него оказываются другие интересы, или он в сильной школе, которая участвует во всех олимпиадах, и нет смысла дублировать дома школьную программу. Ребенок вливается в поток детей, с которыми тоже занимались с детства, или не занимались.
Ребенок читает с трех лет, а в семь начинает (или не начинает) читать запоем, как все его одноклассники, некоторые из которых читать научились только в первом классе. Ребенок в эмиграции занимается по русским учебникам, пишет диктанты, абсолютно грамотно, но с некоторого момента для души читает только по-английски. Маленькая девочка несколько раз в неделю ходит на балет и гимнастику, к средней школе она в великолепной форме, а дальше – ну не становиться же ей профессиональной гимнасткой – все это разом бросается.
Получается, что к тому времени, когда ребенок входит в сознательный возраст и задумывается о будущем, интенсивные занятия, в которых мы принимали активное участие, уже позади. Мы его больше не сопровождаем, его успешность не зависит напрямую от того, чем мы с ним занимались десять лет назад. Значит ли это, что заниматься не стоило вовсе, что время было потрачено впустую? Я считаю, что у ребенка и у родителя остается воспоминание о совместном интеллектуальном (творческом, физическом) усилии, о приятно проведенном времени, и все это ценно само по себе, несмотря на неосязаемость. Поэтому заниматься стоит тем, что доставляет удовольствие не только родителю, но и ребенку. Кроме того, остается привычка вести диалог, а только она и будет иметь значение, когда ребенок превратится в подростка, который уже все знает лучше родителей, но готов с ними просто поговорить. Наконец, ранний разгон однажды пригодится ему для чего-то такого, что мы совершенно не имели в виду, занимаясь математикой с дошкольником, для чего такого-то, что он сам для себя выберет, вне нашей компетенции. Автомобиль, пролетевший 6 км за 3 минуты, ощущения полета уже не забудет.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →