Конечно, можно возразить, что пара X завела ребенка одновременно с друзьями, потому что настал подходящий возраст, и переехала в момент Y из точки A в точку B, потому что таким уж выдался момент Y в точке A, а точка B оказалась очевидным решением, то есть все совпадения случайны. Однако мне кажется, что все не так просто. Люди синхронизируются с друзьями отнюдь не из-за стадного чувства и нежелания принимать решение самостоятельно, а лишь потому, что пытаются таким образом смягчить наступление новой жизненной вехи, добавить комфорта в незнакомой ситуации, даже радостной.
Дважды в жизни я чувствовала себя одинокой и отрезанной от мира. Первый раз – после рождения старшего ребенка: у большинства моих подруг детей тогда еще не было, а те немногие, у кого они были, в то время жили далеко. Второй раз – после переезда в Торонто, где у нас сначала не было не только друзей, но и просто знакомых. Это было даже не одиночество, а потеря чувства реальности, выпадание из времени. Вспоминая те годы, я понимаю и поддерживаю стремление пережить переломный момент в хорошей компании.
Исследование Николы и Николетты затрагивает еще одну тему, по поводу которой мы часто спорим и дома, и с друзьями. Что нас формирует – школа или университет? Друзья какой поры оказывают на нас большее влияние в момент развития и всю последующую жизнь? В моем случае это именно школьные друзья. В подтверждение этой гипотезы я даже посчитала соотношение друзей в социальных сетях, и школьных оказалось в три раза больше. Со многими друзьями детства я не теряла связь всю жизнь, а если и теряла в моменты выпадания, то потом возобновляла. Со студенческих лет у меня остались отдельные друзья, а не ощущение формирующей среды. Знаю, что у некоторых все наоборот: школа имела второстепенное значение (иные мечтают ее забыть, как страшный сон), и настоящая жизнь началась в студенческие годы. Это порождает горячие споры: одни родители считают, что выбор школы не принципиален – главное, куда ребенок потом поступит. Другие возражают, что все самое главное, с человеческой точки зрения, происходит именно в школе, а университет не более чем этап профессиональной жизни.
В качестве формирующей среды гипотетические респонденты указывают еще работу, армию, круг друзей, возникший во взрослом возрасте. Для меня нынешней такая среда – жж. Не в житейском смысле, конечно: новые младенцы поднимают настроение, но не вызывают личных ассоциаций. Определенно, в стилистическом, и еще в каком-то неуловимом, но очень важном смысле – точнее сформулировать не берусь.
Какие друзья играли (играют) большую роль в вашей жизни?
В каком формате вам естественнее и комфортнее разговаривать на важные темы?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →