Categories:

Осенние дилеммы

Начало учебного для меня лично – спокойная пора. Мои дети идут в школы с удовольствием. Я тоже в детстве с радостью предвкушала первое сентября. Двух дней в году я ждала с замиранием сердца – первого дня в Пярну и первого дня учебного года. Пожалуй, в обоих случаях, на первом месте были встречи с друзьями после разлуки. Первая моя школа была, скорее, ужасна, вторая – скорее, прекрасна, но рвалась я в обе, и ни малейшей ревности не испытываю от того, что мои дети привязаны к своим школам. Моя лента в эти дни полна школьных и околошкольных дискуссий. Хотела бы обсудить, слегка видоизменив, три темы, повстречавшиеся в дневниках друзей.

1) Я бы учил тиранов ремеслу
Представьте, что вы живете в условиях тирании, и у вас там есть школа, уникальная, в которой, по каким-то причинам, допускается гораздо больше, чем в обществе в целом. Ваша школа – последний оплот свободомыслия.  Вы там растите интеллектуальную элиту. Будете ли в свою школу принимать детей тирана и его министров? Почему да или почему нет?

2) В саду березки с кленами
«Очередное первое сентября мы встречаем в эмиграции. Мои дети могли бы учиться в той же школе, что и я, а учатся, увы, в другой школе, в другой стране. Мои школьные годы – незабываемые. Как же мне грустно, что мои дети не смогут все это повторить»

Размышляю над этой записью. Мы надеемся, что дети не станут повторять наших ошибок, но важно ли, чтобы они непременно повторили всякий наш удачный опыт, или даже самый важный наш удачный опыт? Стремились ли вы повторить опыт своих родителей в том, что касалось выбора школы и университета? Хотели бы, чтобы ваши дети повторили ваш опыт такого рода? Важна ли для вас преемственность?

3) Кто же кого из них вывел гулять
Наткнулась на запись, чей автор сочувствует подруге, всю жизнь посвятившей детям. Она оставила работу после рождения старшей дочки и занималась исключительно девочками: развивала их с рождения, обучала на дому, возила по репетициям и тренировкам. Обе дочки серьезно, несколько часов в день, занимались музыкой и фигурным катанием, мама каждую минуту была при них. И вот теперь обе с блеском экстерном окончили школу, поступили в приличные университеты, а мама, сама такая способная, «по сути, всю жизнь, подчинила им, вместо того, чтобы реализоваться самой».

Эта история заставила меня задуматься вот о чем: мама ли посвятила детям свою жизнь, или же дети все свое детство посвятили маме? У них никогда не было возможности выбирать подруг, вариться в детском коллективе. Свои занятия они тоже фактически не выбирали – все за них решила мама. Мама заменила им школу, двор, весь мир. Интересно было бы узнать, что по этому поводу думают сами девочки, их папа и те, кто близко наблюдал эту ситуацию со стороны. У вас есть знакомые, которые росли подобным образом? Как потом сложилась их взрослая жизнь? Благодарны они были родителям или наоборот? Отправили они своих детей в школу или воспроизвели ту же самую модель?