?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Бабушка, но это детство не моё! Почему дети читают только фэнтези
by anhela_lopez
sumka_mumi_mamy
Бабушка в тревоге:
Перед ней тетрадь –
Надо сочиненье
К сроку написать.
Часто выручала
Аничку она,
Но сегодня тема
Бабушке трудна.
«О счастливом детстве»...
Дума тяжела...
Бабка вспоминает
Давние дела.

В детстве моими любимыми жанрами были литературные сказки и повести из жизни школьников. Время тогда текло медленнее, жизнь от поколения к поколению менялась не так стремительно, но «современная» детская литература уже отличалась архаичностью: дети в этих книжках не были похожи на моих ровесников, события, происходившие в их жизни, не перекликались с тем, что я наблюдала в своей, а волновавшие их проблемы для школьников восьмидесятых уже не были актуальными.

Сегодня, когда время невероятно ускорилось, разрыв между детской литературой в жанре реализма и жизнью реальных детей еще заметнее. В детских книгах обитают дети восьмидесятых, а то и шестидесятых, снабженные по недоразумению игровыми приставками и мобильными телефонами. Их язык, их взаимоотношения с миром, их радости и трудности для детей нынешнего поколения не актуальны. Как заметила моя восьмилетняя дочка: «В книгах главные герои застенчивы и одиноки, и кругом противные дети, которые их дразнят, а в жизни у застенчивых тоже есть друзья, и противных детей мало».

В одной канадской книжке, действие которой происходит в современном Торонто, у героини-пятиклассницы мальчик существенно старше каждый день отбирает деньги на школьном дворе. Кроме того, героиня – единственная китайская девочка в классе и страдает от того, что за отличные школьные успехи перепрыгнула через класс. В этом сюжете неправдоподобно все. Если бы в какой-то школе старшеклассники регулярно отбирали у младшеклассников деньги на перемене, это был бы инцидент национального масштаба. Кроме того, в некоторых начальных школах пятый класс – последний, а даже если не последний, детям существенно старше на школьном дворе взяться неоткуда. Оказаться единственной китайской девочкой в классе в сегодняшнем Торонто практически нереально. Перепрыгнуть через класс чрезвычайно сложно даже при выдающихся успехах: в реальной жизни такой ребенок попадет в класс своего возраста для одаренных детей, где примерно каждая вторая девочка будет китайской. Все эти несуразности обусловлены, вероятно, тем, что писательница, рожденная в шестидесятые годы, описывает свое детство. В Торонто той поры действительно иммигрантов было мало, структура школ отличалась от нынешней, и отношения между школьниками на переменах не были зарегламентированы так строго, как сегодня.

Дети охотнее читают фэнтези, потому что в сказочных героях из невероятного мира узнают себя в большей степени, нежели в героях «реалистичных» книг, написанных с их бабушек и дедушек. Детские писатели часто не заводят детей, или не близки с собственными детьми (этот феномен давно меня занимает), а даже если заводят и близки с ними, родителю непросто на письме перевоплотиться в ребенка. Лучшими детскими писателями были бы старшие братья и сестры школьников, потому что они прекрасно помнят и понимают переживания детей на несколько лет младше. Для меня загадка, почему подростки практически не пишут детских книг.

А что волнует сегодняшних детей, не достигших подросткового возраста? Какие проблемы были бы для них актуальны? В каких героях они узнали бы себя? Как ни странно, ответ на эти вопросы для меня неочевиден. Недосып? Необходимость пять дней в неделю и большую часть каникул проводить в регламентированной среде, такой как школа, продленка, лагерь? Отсутствие личного неструктурированного времени? Вечно занятые, измотанные родители? Топорность массовой школы и оторванность ее от реальной жизни? Возможно, лет через 30, когда кто-то из них станет детским писателем, мы получим ответы на эти вопросы.

По нашему опыту в классах для одаренных преобладают дети, у которых домашний язык не-английский.

Именно. Школьные друзья моего младшего сына дома говорят на следующих языках: русский, хинди, фарси, итальянский, румынский, китайский. Сейчас они пошли компанией учить испанский -- это будет их общий тайный язык :)

Не думаю, что такое важное дело, как воспитание "правильных" избирателей, политики с чиновничеством, отдадут на откуп писателям. Ни одна книга, не прошедшая проверки на вшивость, не будет раскручена для массового тиража. Фэнтези помогает воспитывать инфантильных людей, легко поддающихся чужому влиянию. Чтение классической фантастики требует умственного напряжения и вдруг мозги разовьются?

Но ведь все диктует свободный рынок. Это в школьную программу можно включить госзаказ, а дома дети не станут читать то, что им не близко.

Мне кажется, хороший детский писатель - это не о времени, а об эмоциях.
Астрид Линдгрен - самая прекрасная, ИМХО. Перечитывала все книги ни по разу. А ведь детство, описываемое ею, отличалось от моего детства 80х не меньше фэнтази, которое я тоже обожаю.
Но эмоции были созвучны. Сейчас и Шани с удовольствтем слушает про детей из Бюллерблю, про Лотту и про Рони. Смеётся и переживает вместе с ними.
А хорошее фэнтази - это прекрасно. Это я как фанат хроник Эмбера, Гарри Поттера и еже с ними говорю

Астрид Линдгрен прекрасна тем, что она вневременная, и таких писателей очень мало.
А мы с Ларой сейчас книга за книгой читаем про Субботстика, с огромным удовольствием. Мы несколько замечательных детских книг для себя открыли в последний год.

Спросила сына - фаната Роальда Даля, не мешают ли ему реалии полувековой давности. Оказалось, он их даже не заметил! Только когда учитель наказывал Дэнни, спросил "У них в школе, что, видеокамер нет?"
Еще ему очень понравилась книга "Мальчик Шерлок Холмс" - неплохая стилизация под английскую литературу 19 века, я сама оценила :)
Младшая дочь сейчас слушает "Недопеска" Юрия Коваля, многое по ходу нужно объяснять, но не потому, что это было давно, а потому что деревенские реалии нам не знакомы.
Старшая недавно меня порадовала чтением рассказов О.Генри. Но это признанная классика. А так мы и сказки, и фентези уважаем.

Роальд Даль -- вневременной. И их так мало, этих вневременных. И даже золотой фонд, детская классика, вдруг устаревает. "Кондуит и Швамбрания" у моих детей не пошли. Мне интересно, пойдет ли у дочки "Дорога уходит в даль". В последнее время мы с ней читали Нестлингер, Маара и Шмидт. Они все прекрасно переведены.

Вчера привезла ребенка в школу ко звонку. Была удивлена, мягко скажем, национальным составом. Практически не было не азиатских и прочих не белых детей. После начальной школы с сумашедшим разнообразием было очень странно.

Это art program? Наш средний в прошлом году прошел в театральный ансамбль, и там вообще не было кроме него иммигрантских детей.

Наиболее близкие моим детям книги писали школьные учителя. Это, кстати, фэнтези. Но при этом их не привлекает жанр как таковой, а именно сходство с героями. Хоббит, например - абсолютно нет, ни на каком языке, ни у той, ни у другой. А жаль.
Из классики у нас тоже шли исключительно вневременные - больше всего моя младшая дочь любила Астрид Линдгрен, причем не Карлсона или Пеппи, а Эмиля из Лённеберги - мы перечитывали его несколько раз. Впрочем, она также обожала этнографический лагерь, и легко понимала многие реалии. У нас тоже не пошел ни Кассиль, ни Драгунский, ни Носов.

Драгунский и Носов уже у меня не пошел, а Кассиля я читала и перечитывала. И Винни-Пух у них не пошел, а я так его любила.

Mалый читает много и быстро, но в основном супергерои и то же фентези. Моих советов не слушает.:)) Может, и хорошо.
Но иногда дают в школе книги - современная детская квебекская литература. И ему обычно нравится. В новом уч.году уже прочитал одну книгу. Я спросила, о чём. Так вот: мальчик лет 10-ти пытается сделать самый большой путин (блюдо!) в мире, чтоб попасть в книгу рекордов Гинесса и обратить тем самым внимание отца на себя. А мама ушла из семьи, она страдает алкоголизмом. И этим путиным мальчик хочет вернуть её в семью. Вот такая современная история.

Для Квебека это ведь, актуально, нет? Разводы, неполные семьи. По статистики разводов существенно больше, чем в Онтарио, но не знаю, ощущается ли это на повседневном уровне.

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Интересно - моя 8-летняя дочка совершенно не любит фэнтези (Гарри Поттер не в счет, конечно). Но ей важно, чтобы с героями можно было бы самоидентифицироваться. Ее любимые книги за это лето - Пердервики, Маленький Дом в Прерии. С сыном вообще проще - ему не надо самоидентифицироваться с героями.

Моя дочка тоже не любит. Ее и в жизни, и в книгах очень интересуют отношения между людьми, и в этом она похожа на меня. Мальчикам я читала fiction, пока они были маленькие, потому они стали читать весь популярный детский репертуар фэнтези, а потом уже перешли на фантастику и non-fiction.

У нас конечно все не на столько изменилось :) Что больше всего удивляет - это дружба компанией. Вот не вдвоем, не втроем, а именно компанией...

Мои все дружат именно компаниями -- в школе, в университете, всюду.

Мне кажется, очень ценно чтение именно того, что кажется нерелевантным; эмпатия к человеку, поставленному в совершенно иные условия, хотя нарушение общечеловеческих рамок мне кажется резонным только в смысле стилистики, не в смысле фентези и сайфая. Но может быть, конечно, очень скучно, если сразу. Я в детстве с наибольшим интересом читал отчаянно чуждые, странные вещи; для всего остального школы и программы время казалось достаточно.


Мне кажется, интересно читать про героя из заведомо другой эпохи. Детей ужасно интересует детство их родителей и бабушек-дедушек, и если книжка в явном виде их переносит в эпоху детства старших родственников, они будут рады погрузиться. А вот когда на их школьный двор вдруг выпускают их дедушку в детстве, замаскировав под нынешнего ребенка, и главная проблема этого героя, как бы набить морду главному хулигану, то ребенок уже не станет такого героя воспринимать всерьез, потому что ему не только что подраться не дадут на школьном дворе, но даже за косичку кого-то дернуть. Он сразу поймет, что это подлог.

Сложно быть детским писателем!

У Бакмана в его Бабушке, которая велела кланяться, сюжет тоже построен на травле девочки в школе. Правда, дело происходит в Швеции. Может там школьная жизнь более вольная?

Может быть, про Швецию кто-то из шведов ответит точнее, но мне кажется, там все зарегламентировано еще больше, чем в наших краях, а у нас даже в снежки на школьном дворе запрещено играть и крепости из снега строить. Причем, когда старший пошел в школу, еще можно было, а младшие этого уже не застали.

Мой 9-летний сын любит читать комиксы типа Big Nate и обсуждать ситуации из него . Еще он читает классику в пересказе издательства Usborne.

Мои в 9 лет читали всякую лабуду, которую мы условно называли "про богов в Нью-Джерси".

Нет возможности сейчас собрать в кучу всю прочитанную мною литературу подобного рода, чтобы проверить мои догадки, но у меня есть ощущение того, что когда-то (и это "когда-то" было не так уж, в общем, и давно - лет десять тому назад максимум?) книги про побитых миром китайских девочек писАлись массово по какому-то заказу. Что-то вроде социальной рекламы.

Фентези, мне кажется, очень многим детям дает шикарный уход от скучной реальности. Или от той реальности, которая им кажется скучной. В таком случае, наверное, уже и похожесть героев менее важна. Или, может, герои не так уж и похожи, но хочется, чтобы были похожи.

Думаю, что волнует детей непонимание со стороны родителей. Конфликты или, наоборот, взаимопонимание с младшими братьями и сестрами.
Невозможность заниматься тем, чем хочется (например, какое-то хобби, которое родители не одобряют).
Необходимость заниматься тем, чем не хочется (например, хобби, которое выбрали родители - или вот да, продленка).
Школа, которая не нравится.
Недопонимание учителей (да, палками не бьют, публично не высмеивают, но огого сколько простора для конфликтов и непонимания, есть и будет всегда).
Какие-то проблемы посерьезнее - алкоголизм (родителей), наркотики (родителей, друзей). Жизнь на улице, бродяжничество в современном его виде.
К подросткам поближе проблемы секса и его желания или нежелания, негативный социальный опыт.
Из нового и неактуального раньше - скука. Вселенская такая скука.
Но я думаю, что вселенско скучающий ребенок не сможет написать книжку.

I hate my parents и I hate my siblings извечные мемы детской и подростковой литературы нашего полушария. Некоторые одноклассники очень удивляются, что мои дети близки со своими сиблингами. Как же так? Сиблингов же положено ненавидеть! И мне кажется, что это не жизнь влияет на литературу, а литература на жизнь. Подросток всего это начитается и ожидает, что родитель будет монстром, секс там будет ему запрещать или встречи с друзьями. А родитель-то не монстр, не оправдывает подобных ожиданий. Тогда подросток сделает вывод, что родитель его не понимает:) Впрочем, и родителя литература подготовила к тому, что подросток будет монстром. А у меня один ребенок выходит из подросткового возраста, другой в него входит, я от подростков тащусь.

ТОП: 02:00 (московское)

Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 15-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.