MarBLe_MELon: Близко к тексту (sumka_mumi_mamy) wrote,
MarBLe_MELon: Близко к тексту
sumka_mumi_mamy

Categories:

Тыквенный суп (начало)

Отыскала свою детскую пьесу. Ту самую, с которой летала в Австралию. Пожалуйста, не судите строго. Эта пьеса написана семиклассницей для ровесников. Нам было 13 лет, и за этот невинный текст мы действительно подвергались гонениям. Там немало внутренних шуток. Мне повезло сохранить связь с друзьями детства, которые эти шутки понимают. Они вошли в пьесу под своими именами, со своими словечками и семейными обстоятельствами. У нас действительно была такая школа и такая директриса. Тем не менее, пьеса, конечно, абсурдисткая. Отчетливо просматривается увлечение автора не только творчеством Ионеско, но и более легкомысленными французскими драматургами. Думаю, австралийцам эта пьеса понравилась тем, что она совершенно внесоветская. Там царит универсальный школьный идиотизм, который всюду примерно одинаков и понятен жителям любой страны. И разрыв между взрослым и подростковым миром тоже универсален: подростки во всем мире говорят на одном языке, а взрослые – на другом. Факты и штампы, которые навязывает детям школа, имеют мало общего, что их волнует на самом деле. Кроме того, пьеса оказалась вневременной: там практически нет примет эпохи, не считая Жака Ширака. Тридцать лет спустя, будучи родителем школьников, я вижу, что сегодняшняя школа такая же, что французская, что канадская, и урожай клюшек к 2020 году повысился.

Тыквенный суп
Комедия в двух действиях
(1987)
Действующие лица
Луиза, 16 лет
Мадлена, 14 лет
Колетта, 12 лет
Их тетушка Софи
Одноклассники Мадлены:
 Марина
 Карина
 Искандерушка
 Андрюша
 Слава
 Сеня
 Кирилл
Директриса
Учитель зоологии
Учительница пения
Таракан Вася (существует в воображении одноклассников Мадлены)
Пожарная команда
Голоса в трубке (2 шт.)
Бабочка (во сне Мадлены)
Школьники, хоккеисты



ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Сцена 1
Комната тетушки Софи. Входит тетушка.

Тетушка: Ну, вот, скоро они приедут. Надо украсить весь дом золотистыми лютиками. Да, точно, золотистыми. А разве лютики могут быть золотистыми? Могут или не могут – вот в чем вопрос. Важный вопрос. Кстати, о чем я сейчас думала? Кажется, о лютиках. Но причем здесь лютики? А, вот… через час приезжают племянницы: Луиза, Мадлена и Колетта. Их отец пишет, что он хотел бы немного отдохнуть от них. Интересно, где он будет отдыхать? А, он, наверное, будет отдыхать лежа, ведь так, кажется, полагается по уставу. Да, они сейчас приедут. Они должны проучиться здесь до Нового года. Ну и отлично, мы с ними найдем общий язык, я умею находить общий язык с молодежью. Старшей, очевидно, лет восемь… Что там сообщает их отец? Шестнадцать. Ну, шестнадцать, какая разница. Ох, я их так давно не видела. Последний раз я приезжала к ним в гости, когда Колетта лежала в колясочке. Я тогда надевала свою бордовую шляпку, которая потом попала под трамвай. Я стою на остановке, толпа, шляпка упала, а тут трамвай тронулся… а может, это я тронулась, не знаю уж прямо… Да, это было лет тридцать назад… Колетта была очень хорошенькая, играла с погремушкой. Сколько же ей сейчас лет? Он пишет, что двенадцать, а мне-то казалось, что это было тридцать лет назад. Может, он что-нибудь перепутал? Так значит одной шестнадцать, другой – четырнадцать, а третьей – двенадцать. Молодые. Надо выработать метод общения с ними. Педагогический подход. Ну, первая, наверное, будет серьезная и начитанная, надо будет приобщить ее к спорту. Младшая будет озорницей, конечно, младший ребенок в семье, избалованный, бесшабашный… я ее приучу к порядку. Средняя… какая же она будет? Незаметная такая, серенькая. Ну ничего, я возьмусь за нее. Я найду, к чему склонен ее ум. Ах, как скоро они приедут, надо не забыть про лютики. Ой, еще и подход особенный к каждой, это надо записать… Обязательно. Ой… еще ведь шляпка…

Звонок в дверь.

Сцена 2
Луиза, Мадлена, Колетта и тетушка Софии обедают.

Тетушка: Ну как вы добрались? Я слышала, что поезд идет по очень живописным местам… Реки, озера, болота… Хотя болота – это уже не так живописно. Но если на фоне леса… Подождите… Где я читала что-то про болота? Что-то очень красивое…

Встает из-за стола и роется в стопке книг.

Мадлена (Колетте): Ради бога, не молчи. Расскажи тетушки, как мы доехали, расскажи про этих сумасшедших школьников, которых мы встретили по дороге.
Колетта (Мадлене): А вдруг я скажу какую-нибудь глупость?
Мадлена (Колетте): Да не бойся ты так. Тетушка – это единственный человек, который не знает, какая ты трусиха. Пусть хотя бы она не будет говорить всем, что ты затюканный ребенок.
Колетта (Мадлене): Хорошо, я не буду молчать, но только ущипни меня, если я скажу что-нибудь не то.
Мадлена (Колетте): Непременно.

Тетушка возвращается за стол.

Тетушка: Я немного перепутала. Это было не болото, это бы фонтан. Послушайте, как звучит: Фонтан любви!.. Я забыла, что там дальше. Ну, так как вы доехали?
Колетта: Мы доехали? Мы, наверное, хорошо доехали. Вернее, мы неплохо доехали. (Нерешительно смотрит на тетю) Я могу рассказать о школьниках, которых мы встретили, можно?
Тетушка: Да, да, мы тебя слушаем.
Колетта: Школьники хотели сесть все в один вагон, а получилось, что один мальчик попал, ну это очень смешная история, он попал…
Тетушка: В другой вагон, вероятно.
Колетта: Да нет. (Готова разреветься. Никак не может подобрать нужное слово. Умоляюще смотрит на Мадлену)
Мадлена (Колетте): Скажи, что он попал впросак.
Тетушка: Так куда же он попал?
Колетта (неуверенно): Он попал впросак.
Тетушка (с улыбкой смотрит на Колетту): Вот как?
Колетта: Да, так хранится просо.

Тетушка с умилением смотрит на Колетту.

Мадлена (Луизе): Она бы еще сказала, что там хранится гречка.
Луиза: Ты бы еще сказала, что там хранится манка.
Тетушка (про себя): Как остроумна старшая! А младшая очень легкомысленна. Так я и думала.

Колетта страшно смущается. Тетушка спешит переменить тему.

Тетушка: Вам же завтра в школу. В этой школе новая директриса. Говорят, она очень энергичная и современная.
Луиза: А она молодая?
Тетушка: Да, она молодая. Ей, наверное, лет… ну пятьдесят. Может, немного больше…
Мадлена (Луизе): В ее представлении наш сорокавосьмилетний сосед совсем еще мальчик.
Луиза: Как ты смешно говоришь, тетушка. Наша сорокапятилетняя соседка покажется тебе совсем еще девочкой.
Тетушка (про себя): Как она умна. А Мадлена такая незаметная. Ни слова за весь обед.



Сцена 3
Сестры входят в двери школы. Луиза и Колетта поднимаются по лестнице и смешиваются с толпой школьников. Мадлена медленно идет по коридору и с некоторым удивлением смотрит по сторонам. Ей навстречу скачет Искандерушка.

Искандерушка: Ты, случайно, не видела здесь таракана?
Мадлена: Какого таракана?
Искандерушка: Симпатичного таракана по имени Вася.
Мадлена: Это еще кто такой?
Искандерушка: Странный вопрос. Знаешь что, ты пока подержи мою усталую ногу, а я пойду поищу его.

Убегает, затем возвращается.

Искандерушка: Куда же он делся? Кстати, меня зовут Искандерушка. А таракану я при случае в зуб дам.
Мадлена: Никогда не думала, что у таракана есть зубы.
Искандерушка: А ты все это Каринке скажи. Ты еще не знаешь, что она говорит.

Появляется Карина. Она коротко острижена, тем не менее на голове ее ровно девять заколок и все разноцветные.

Карина: Я – Гамлет, холодеет кровь у таракана.
Искандерушка: Вот видишь.
Мадлена: А почему у тебя столько заколок?
Карина (невозмутимо): А, это просто эксперимент. Я всего лишь маленький кролик, невинный очумелый кролик.

Появляется Марина.

Марина (поет): Половинка моя, половинка моя, я без тебя скучаю (замечает Мадлену). Ой, а ты, случайно, не псишка?
Мадлена (понемногу выходит из себя): Нет, я не псишка. И это совершенно не случайно.
Марина: Как странно, а мы здесь все псишки, вернее, чайники. Так ты не встречала таракана? Таракан, святое животное, убежал, бессердечный!
Мадлена: Вы меня извините, но вы здесь все немножко странные.
Искандерушка, Марина и Карина: А чего ты ожидала, у нас же здесь спецшкола.
Марина: Ну ладно, пойдем. (поет) Половинка моя, половинка моя, я без тебя скучаю.
Карина: Товарищ милиционер, войдите в мое положение, верните меня в Рио-де-Жанейро.

Все компания ныряет в дверь класса.

Сцена 4
По классу носятся Слава, Сеня и Кирилл. Слава очень толстенький, Кирилл страшно тощий. Сеня представляет нечто среднее. Говорят все в нос.

Кирилл: Сенечка!
Сеня: Я не Сенечка, я синяя птичка. Славик, я соскучился по Жаку Шираку!
Слава: Jacques Chirac est charmant !
Кирилл: Славик, скажи Сенечке, чтобы он спел мне колыбельную.
Слава: Сенечка, Кирюша просит, чтобы ты его ущипнул.

Сеня щипает Кирилла.

Кирилл: Я буду жаловаться Жаку Шираку.
Пронзительный голос Искандерушки: Идет.

Все срываются с места и в беспорядке пробираются к местам. Входит учитель зоологии. Вид у него необыкновенно сонный.

Учитель: Достаньте тетради! Мы сейчас с вами запишем тему: «Польза ракообразных в… в…
Искандерушка (в тон ему): В кастрюле.
Учитель: В кастрюле.

Мадлена удивленно оглядывает класс. Все с невозмутимым видом продолжают писать.

Учитель: Польза ракообразных в кастрюле необыкновенно велика…
Мадлена (Марине): Что он несет?
Марина (Мадлене): Не волнуйся, он сейчас уснет.
Учитель: Семен! Что ты делаешь?
Слава: Он спит.
Учитель (вяло): Семен, поднимайся.
Слава: Кирюша, разбуди Сенечку.
Кирилл: Сенечка, мне велено тебя разбудить.
Сеня (сквозь сон): Что там еще?
Учитель: Семен! Какой класс мы сейчас проходим?
Кирилл: Сенечка, он спрашивает, что ты сегодня ел на завтрак.
Сеня (сквозь сон): Вермишель.
Учитель: Семен! Какой класс мы сейчас проходим?
Кирилл: Сенечка, он, оказывается, спрашивает у тебя, какой класс мы сейчас проходим.
Сеня: Ширакообразные.

Дверь открывается. Появляется Андрюша.

Учитель: Что случилось?
Андрюша: Это трамвай.
Учитель: Что? (начинает храпеть)
Андрюша: Трамвай опоздал.
Учитель: Ты бросаешь вызов обществу (засыпает).
Мадлена: Как странно!
Карина: Тише, не разбуди его.

Все достают бутерброды, садятся на парты и начинают завтракать.

Крик Искандерушки: Директор!

Учитель просыпается, испуганно моргает сонными глазами. Все поспешно рассаживаются, дожевывают бутерброды. Входит директриса. Она очень высокого роста, худая, как палка. У нее длинные волосы экзотического цвета.

Директриса: Садитесь.
Андрюша (Искандерушке): Вроде, никто и не вставал.
Директриса: Встань. Что ты сказал?
Андрюша (растерянно): Я?
Директриса: Ты бросаешь вызов обществу, сядь. Итак, сегодня после уроков вы все идете сажать тыкву на пришкольном участке.
Мадлена (в крайнем удивлении): Но он же асфальтирован!
Директриса: Ну и что? Это же труд на благо обществу.
Сеня: Славик, я не хочу сажать тыкву! Я еще не выспался!
Славик: Не волнуйся, Сенечка, спи спокойно!
Директриса: Что вы там сказали?
Кирилл: Мы не можем сажать тыкву сегодня, у нас кружок! Художественное забивание гвоздей.
Директор: Все на тыкву и никаких гвоздей! Ты бросаешь вызов обществу!
Мадлена (встает, крайне возмущена): По-моему, сажать тыкву на асфальтированном участке просто глупость.
Директриса: Что ты сказала? Как ты посмела! Ты бросила вызов обществу! Мы с тобой еще поговорим.

Директор уходит. Весь класс с восхищением смотрит на Мадлену.

Учитель: Продолжим наш урок.
Андрюша (Мадлене, в восторге): Мадлена, повернись в профиль.
Мадлена: Ну?
Андрюша: У тебя сейчас такое лицо, будто ты жила в…

Искандерушка насмешливо смотрит на него.

Андрюша: Будто ты жила неделю в баке с азотом.
Учитель: Что у вас здесь?

Звонок. Все, толкаясь, выскакивают из кабинета.

Продолжение
Tags: из детства
Subscribe

  • Куда подевался первый смысл?

    «Куда девался второй носок?» – спрашивает дочка, и я вспоминаю популярный ролик 7UP времен моей молодости, «Внеси…

  • Рисовала член в тетради

    Разбор предложения по членам. Им мучают школьников всех континентов, из года в год, во все времена. Это формальное упражнение не добавляет…

  • Коммуналка на Манхэттене

    А вы замечали, что «Покровские ворота» и «Everyone says I love you» – один и тот же фильм? Огромная многолюдная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments