Я выбрала онлайн, и он меня во многом сформировал (и недосформировал). В нашей отрасли все исключительно вежливые и пунктуальные. Принято отвечать на мейлы в течение часа, дискуссии ведутся уважительно и с соблюдением всех правил пунктуации. Если бы я работала в офисе, мне бы неизбежно там попадались люди из других отделов. В лифтах и коридорах я бы сталкивалась с представителями других специальностей, иной манерой поведения и разговора. Работая виртуально, я уже 20 лет не имею дела с посторонними людьми. У меня не бывает случайных, неожиданных взаимодействий. Я не привыкла к другому этикету, поэтому за пределами профессиональной среды функционирую не без труда. Когда на мой мейл не отвечают в течение часа, я начинаю волноваться. Грубиян в интернете кажется мне дикарем из другой реальности. Я уже 20 лет работаю в теплице, и общаться умею только с воспитанными людьми. Мне хорошо и привычно с друзьями, соседями, родителями и учителями из школы, а вот звонок по телефону в государственную контору для меня большой стресс. И эта деталь – одна из многих особенностей человека, чья профессиональная жизнь не предполагает случайного общения.
В последний год почти все люди интеллектуального труда стали работать из дома, и этот переход вызывает разную реакцию – от необычайного восторга до полного неприятия. Родители невзрослых детей наконец-то избавились от страха не успеть до закрытия продленки. Нелюбители рано вставать и проводить два часа в сутки в пути оценили возможность выспаться и занять освободившееся время чем-то продуктивным. Многие заговорили о том, что хотели бы навсегда остаться дома. С другой стороны одинокие люди, которым коллеги зачастую заменяли не только друзей, но и семью, стали еще больше уходить в себя. Начинающие сотрудники, не имея возможности завязать контакты с коллегами и составить общее представление о своем первом рабочем месте, чувствовали себя растерянными. Впрочем, некоторые из тех, кто поначалу радовался, что больше не должен каждый день наблюдать надоевшие лица коллег, со временем загрустили по возможности выбираться в город, видеть кого-то, кроме домашних и близких друзей, то есть тех самых случайных людей, которых они, казалось бы, видеть не могли.
Я думаю, что ради душевного благополучия большинство компаний придет к гибкому гибридному формату, который позволит сотрудникам хотя бы пару дней в неделю лично встречаться с коллегами. Людям среднего возраста это поможет не закостенеть, сохранить человеческие связи и чувство причастности. Для молодых, особенно свежих выпускников, личное присутствие в офисе (пусть не ежедневное), как правило, совершенно необходимо. Пока человек ищет себя, важную роль в его судьбе могут сыграть неожиданные факторы: случайный разговор с коллегой из другого отдела, возможность заглянуть на мероприятие по смежной специальности, и все диалоги, которые он невольно слышит вокруг – на своем этаже, в лифте, в кафетерии. Все те обрывки информации, с которыми он бы никогда не соприкоснулся намеренно. В виртуальном формате все происходит целенаправленным и запланированным образом, а цельную картину мира создают, в том числе, обрывочные факты и ненароком подхваченные идеи, влияние неструктурированной среды. Отсекая хаос, онлайн препятствует рождению гармонии.
P.S. Свои соображения о роли виртуальных форматов в жизни школьников и студентов я изложу отдельно.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →