MarBLe_MELon: Близко к тексту (sumka_mumi_mamy) wrote,
MarBLe_MELon: Близко к тексту
sumka_mumi_mamy

Categories:

Почему мы так часто недовольны школами?

Пик недовольства школами обыкновенно приходится на пору листопада. Дети переходят в очередной класс или новую школу, а их родители, бабушки-дедушки и просто неравнодушные граждане начинают рассуждать о том, что система образования больна. Так происходило и происходит практически во все времена и по всему земному шару. Нам кажется, что школа переживает кризис, что ее нужно реформировать, реструктурировать, менять организацию учебных программ и их наполнение. Почему эта оптимизационная задача решается с таким трудом, если она, в принципе, разрешима?

Я думаю, что дело в учителях. Чтобы охватить всех детей школьным образованием, учительствовать должны несколько процентов взрослого населения. Эта профессия не масштабируется: один учитель не может одновременно работать с тысячей младшеклассников, каждому классу нужен свой. Мы привыкли воспринимать учительство как ремесло, которому можно научить – а что если это искусство, овладеть которым способен далеко не каждый? Мы же не предполагаем, что два процента населения станут талантливыми виолончелистами или воздушными гимнастами. Скорее всего, нам придется смириться с тем, что талантливых учителей на всех не хватит, и улучшение школьных программ принципиально эту ситуацию не изменит. Мы можем отбирать в учительский колледж самых сильных абитуриентов, но образование и интеллект не являются гарантией того, что из человека получится хороший учитель. Мы понимаем, что не все начитанные люди способны писать гениальные книги, а одного музыкального вкуса недостаточно, чтобы стать композитором. Так почему мы вдруг решили, что всякий знающий физику сумеет ее талантливо преподавать?

Судя по всему, сильные учителя – принципиально дефицитный ресурс. Чаще всего все они концентрируется в нескольких лучших школах города, и тогда остальным ничего не достается. Если сильных учителей равномерно распределить по всем учебным заведениями, в городе вообще не останется сильных школ, и только отдельным ученикам в отдельные годы будет везти. Разочарованные родители все чаще забирают детей на домашнее обучение, но это тоже не помогает решить проблему. Процент талантливых учителей среди родителей такой же, как и среди населения в целом, и даже если родитель знает предмет существенно лучше, чем школьные педагоги, это не означает, что он непременно сможет передать эти знания своим детям. Так какой же выход? У меня нет готового ответа. Предлагайте свои.
Tags: social, Поговорить
Subscribe

  • Повторяемость

    А вы когда-нибудь замечали за собой такую особенность, что для одних и тех же друзей всегда готовите одно и то же, когда они приходят к вам в…

  • 100/2

    Только с возрастом начинаешь начинать. Без возраста этого еще никому не удавалось. Человек в возрасте все себе может позволить. Это те, кто вне…

  • Жизнь как марковская цепь

    В этом сезоне моим ровесникам исполняется 50. Думаешь, что пожелать друзьям детства, некоторых из которых не видел с детства. А что у них уже есть? В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments

  • Повторяемость

    А вы когда-нибудь замечали за собой такую особенность, что для одних и тех же друзей всегда готовите одно и то же, когда они приходят к вам в…

  • 100/2

    Только с возрастом начинаешь начинать. Без возраста этого еще никому не удавалось. Человек в возрасте все себе может позволить. Это те, кто вне…

  • Жизнь как марковская цепь

    В этом сезоне моим ровесникам исполняется 50. Думаешь, что пожелать друзьям детства, некоторых из которых не видел с детства. А что у них уже есть? В…