MarBLe_MELon: Близко к тексту (sumka_mumi_mamy) wrote,
MarBLe_MELon: Близко к тексту
sumka_mumi_mamy

Categories:

Красавицы третьего типа: женщины-змеи, острые как зонтик

Итак, каждую из 44 героинь цикла “Темные аллеи” можно отнести к одному из 6 типов внешности на основании роста и комплекции, причем героини каждого типа напоминают друг друга и теми чертами внешности, которые не связаны с ростом и комплекцией, а кроме того – поведением и судьбой:

высокие

невысокие

очень худые

3 (удлиненные)

худые

1 (стройные)

2 (маленькие)

полные

6 (статные)

5 (округлые)

очень полные

4 (очень полные)

Сегодня я хочу поговорить о самом экстравагантном типе бунинских красавиц, которых условно буду называть «удлиненными».

Основные признаки
«удлиненных»

Дополнительные признаки «удлиненных»

Субъективные признаки «удлиненных»

высокие, “удлиненные” (худые, длинные, вытянутые), длинные руки, узкие ступни, острые груди, удлиненные черты лица

округлое колено, темные глаза

длинная узкая одежда, длинная прическа, пристрастие к длинным узким предметам и серому цвету, “женщина-змея”, истерички


Таких героинь в цикле три – Муза из одноименного рассказа, Ли («Генрих») и героиня рассказа «Пароход Саратов». Некоторые черты этого типа присутствуют также у Руси.

Все “удлиненные” героини высокие и худые, длинные, как бы вытянутые кверху:
высокая девушка… в сером прямом пальто (Муза);
тонкая, длинная, в прямой черно-маслянистой каракулевой шубке (Ли);
длинная, волнистая, в узком и пестром, как серая змея, капоте с висящими, разрезанными до плеча рукавами (“Пароход Саратов”);
худая, высокая… долгое девичье тело (Руся).

            Руки, ноги, груди — все в их внешности острое, узкое, резкое:
удлиненные ступни в открытых лакированных туфлях (Муза);
она вынула из муфты руку, голубовато-бледную, изысканно-худую, с длинными, острыми ногтями… груди острые, маленькие, торчащие в разные стороны (Ли);
в длинной бледной руке дымилась папироса в длинном янтарном мундштуке… длинные пальцы (“Пароход Саратов”);
лодыжки и начало ступни — все сухое, с выступающими под тонкой смуглой кожей костями… узкие ступни (Руся).

Черты лица у таких героинь тоже вытянутые и удлиненные:
на длинных ресницах… блестят капли дождя и снега… прямые глаза (Муза);
длинны были и несколько раскосые глаза ее (“Пароход Саратов”);
узкий правильный нос (Руся).

            Плавным, округлым и тем более восхитительным во всем их облике может быть только колено:  
под платьем округло и полновесно лежали ее колени (Муза);
глядя с обычным неумеренным восхищением на ее голое колено в разрезе капота (“Пароход Саратов”).

В остальном же все, включая одежду и прическу, у “удлиненных” героинь узкое и вытянутое. Их отличает также пристрастие к длинным острым предметам:
прямое пальто… подняв брови, держа на отлете папиросу (Муза);
в прямой черно-маслянистой каракулевой шубке и черном бархатном большом берете, из-под которого длинными завитками висели вдоль щек черные букли… высокие серые ботинки (Ли);
туфли без задка… узкий капот с разрезами… папироса в длинном янтарном мундштуке (“Пароход Саратов”);
длинная черная коса на спине (Руся).

            Кроме того, их почему-то объединяет пристрастие к серому цвету в одежде: серое пальто, серые ботики и серая юбка у Музы, серые ботики у Ли, серый капот у героини рассказа “Пароход Саратов”. Нельзя не заметить также, что в их облике, в их поведении отчетливо присутствует нечто змеиное:
и, извиваясь, порывисто обняла его, неумеренно сверкая глазами (Ли);
длинная, волнистая, в узком и пестром, как серая змея, капоте (“Пароход Саратов”)

Муза, подобно змее, бесшумно выползает из спальни. Роман с Русей начинается с совместной поимки ужа:
Он мельком увидал блестящую смуглость ее голых ног, схватил с носа висло, стукнул им извивавшегося по дну лодки ужа, и, поддев его, далеко отбросил в воду.

            Похожая схватка в рассказе “Пароход Саратов” происходит между героем и змееподобной героиней:
Он так крепко схватил ее за обнажившееся предплечье, что она изогнулась и, быстро обернувшись с еще больше раскосившимися глазами, замахнулась на него. Он, ловко уклонившись, с едкой гримасой выстрелил.

            Возвращаясь к деталям внешности, надо отметить, что “удлиненные” героини не бывают блондинками, а только брюнетками или рыжими, причем глаза у них всегда темные. Этот тип героинь сам Бунин характеризует как истерический. Разумеется, их беспокойное, агрессивное, чрезмерно эмоциональное поведение вполне отвечает такой нелестной характеристике, однако, самое интересное для нас состоит в том, что Бунин идентифицирует предрасположенность к истерии именно на основании внешности:
— А у Ли, — спросила Генрих, — груди, конечно, острые, маленькие, торчащие в разные стороны? Верный признак истеричек.
— Да.
— Она глупа?
— Нет… Впрочем, не знаю. Иногда как будто очень умна, разумна, проста, легка и весела, а иногда несет такой высокопарный, пошлый или злой запальчивый вздор…

И действительно, поведение у Ли вполне истерическое:
…извиваясь, порывисто обвила его, неумеренно сверкая глазами, целуя и кусая то в губы, то в щеки и шепча:
— Я тебя обожаю, обожаю, негодяй!

Манера речи тоже соответствует внешности. Подозревая, например, героя в измене, Ли обещает:
— …я тебя серной кислотой оболью.

            Руся, подобно Ли, классифицируется как истеричка на основании внешности:
— …она была живописна, даже иконописна. Длинная черная коса на спине, смуглое лицо с маленькими темными родинками, узкий правильный нос, черные глаза, черные брови… Волосы сухие и жесткие слегка курчавились… Лодыжки и начало ступни в чуньках — все сухое, с выступающими под тонкой смуглой кожей костями.
— Я знаю этот тип. У меня на курсах такая подруга была. Истеричка, должно быть.
— Возможно. Тем более, что лицом была похожа на мать, а мать, родом какая-то княжна с восточной кровью, страдала чем-то вроде черной меланхолии.

            Муза тоже, безусловно, нервическая натура:
            Говорила она как-то неожиданно и кратко.
            — …И прикажите, если у вас есть деньги, купить у Белого яблок Ранет, — тут, на Арбате. Только поторопите коридорного, я нетерпелива.

            И, наконец, апофеоз удлиненности, героиня рассказа “Пароход Саратов”, также проявляет все признаки истерического поведения:
            — Пьяный актер, — сказала она брезгливо и, поправляя сзади волосы длинными пальцами, пошла из комнаты.     

Родственной для данного типа ситуацией является “роман с хищницей”:
Активная темпераментная героиня, возраст и социальный статус которой не ниже возраста и статуса героя, выступает инициатором любовной интриги и на протяжении всего романа остается лицом, принимающим решение. В их отношениях доминирует сексуальная компонента. Герой находится в определенной психологической зависимости от своей возлюбленной, переломить ситуацию и изменить характер их отношений он не в силах.

Героиня

Развязка

Муза

Уходит к другому.

Ли

Воюет с соперницами, но герой предпочитает соперницу. Финал открыт.

Пароход Саратов

Уходит к другому. Герой убивает ее.

Чистейший образец “удлиненности” являет собой героиня рассказа “Пароход Саратов”. Длинная и узкая, с раскосыми глазами и длинными пальцами на длинных руках, эта роковая женщина живет среди удлиненных предметов. Своей изменой она провоцирует главного героя на убийство.

А в следующий раз я хочу поговорить о более благополучных – полных и полноватых – бунинских красавицах.



Tags: Академический отпуск, Бунидельники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments