Красавицы третьего типа: женщины-змеи, острые как зонтик
Итак, каждую из 44 героинь цикла “Темные аллеи” можно отнести к одному из 6 типов внешности на основании роста и комплекции, причем героини каждого типа напоминают друг друга и теми чертами внешности, которые не связаны с ростом и комплекцией, а кроме того – поведением и судьбой:
высокие | невысокие | |
очень худые | 3 (удлиненные) | |
худые | ||
полные | 6 (статные) | 5 (округлые) |
очень полные | 4 (очень полные) |
Сегодня я хочу поговорить о самом экстравагантном типе бунинских красавиц, которых условно буду называть «удлиненными».
Основные признаки | Дополнительные признаки «удлиненных» | Субъективные признаки «удлиненных» |
высокие, “удлиненные” (худые, длинные, вытянутые), длинные руки, узкие ступни, острые груди, удлиненные черты лица | округлое колено, темные глаза | длинная узкая одежда, длинная прическа, пристрастие к длинным узким предметам и серому цвету, “женщина-змея”, истерички |
Таких героинь в цикле три – Муза из одноименного рассказа, Ли («Генрих») и героиня рассказа «Пароход Саратов». Некоторые черты этого типа присутствуют также у Руси.
Все “удлиненные” героини высокие и худые, длинные, как бы вытянутые кверху:
высокая девушка… в сером прямом пальто (Муза);
тонкая, длинная, в прямой черно-маслянистой каракулевой шубке (Ли);
длинная, волнистая, в узком и пестром, как серая змея, капоте с висящими, разрезанными до плеча рукавами (“Пароход Саратов”);
худая, высокая… долгое девичье тело (Руся).
Руки, ноги, груди — все в их внешности острое, узкое, резкое:
удлиненные ступни в открытых лакированных туфлях (Муза);
она вынула из муфты руку, голубовато-бледную, изысканно-худую, с длинными, острыми ногтями… груди острые, маленькие, торчащие в разные стороны (Ли);
в длинной бледной руке дымилась папироса в длинном янтарном мундштуке… длинные пальцы (“Пароход Саратов”);
лодыжки и начало ступни — все сухое, с выступающими под тонкой смуглой кожей костями… узкие ступни (Руся).
Черты лица у таких героинь тоже вытянутые и удлиненные:
на длинных ресницах… блестят капли дождя и снега… прямые глаза (Муза);
длинны были и несколько раскосые глаза ее (“Пароход Саратов”);
узкий правильный нос (Руся).
Плавным, округлым и тем более восхитительным во всем их облике может быть только колено:
под платьем округло и полновесно лежали ее колени (Муза);
глядя с обычным неумеренным восхищением на ее голое колено в разрезе капота (“Пароход Саратов”).
В остальном же все, включая одежду и прическу, у “удлиненных” героинь узкое и вытянутое. Их отличает также пристрастие к длинным острым предметам:
прямое пальто… подняв брови, держа на отлете папиросу (Муза);
в прямой черно-маслянистой каракулевой шубке и черном бархатном большом берете, из-под которого длинными завитками висели вдоль щек черные букли… высокие серые ботинки (Ли);
туфли без задка… узкий капот с разрезами… папироса в длинном янтарном мундштуке (“Пароход Саратов”);
длинная черная коса на спине (Руся).
Кроме того, их почему-то объединяет пристрастие к серому цвету в одежде: серое пальто, серые ботики и серая юбка у Музы, серые ботики у Ли, серый капот у героини рассказа “Пароход Саратов”. Нельзя не заметить также, что в их облике, в их поведении отчетливо присутствует нечто змеиное:
и, извиваясь, порывисто обняла его, неумеренно сверкая глазами (Ли);
длинная, волнистая, в узком и пестром, как серая змея, капоте (“Пароход Саратов”)
Муза, подобно змее, бесшумно выползает из спальни. Роман с Русей начинается с совместной поимки ужа:
Он мельком увидал блестящую смуглость ее голых ног, схватил с носа висло, стукнул им извивавшегося по дну лодки ужа, и, поддев его, далеко отбросил в воду.
Похожая схватка в рассказе “Пароход Саратов” происходит между героем и змееподобной героиней:
Он так крепко схватил ее за обнажившееся предплечье, что она изогнулась и, быстро обернувшись с еще больше раскосившимися глазами, замахнулась на него. Он, ловко уклонившись, с едкой гримасой выстрелил.
Возвращаясь к деталям внешности, надо отметить, что “удлиненные” героини не бывают блондинками, а только брюнетками или рыжими, причем глаза у них всегда темные. Этот тип героинь сам Бунин характеризует как истерический. Разумеется, их беспокойное, агрессивное, чрезмерно эмоциональное поведение вполне отвечает такой нелестной характеристике, однако, самое интересное для нас состоит в том, что Бунин идентифицирует предрасположенность к истерии именно на основании внешности:
— А у Ли, — спросила Генрих, — груди, конечно, острые, маленькие, торчащие в разные стороны? Верный признак истеричек.
— Да.
— Она глупа?
— Нет… Впрочем, не знаю. Иногда как будто очень умна, разумна, проста, легка и весела, а иногда несет такой высокопарный, пошлый или злой запальчивый вздор…
И действительно, поведение у Ли вполне истерическое:
…извиваясь, порывисто обвила его, неумеренно сверкая глазами, целуя и кусая то в губы, то в щеки и шепча:
— Я тебя обожаю, обожаю, негодяй!
Манера речи тоже соответствует внешности. Подозревая, например, героя в измене, Ли обещает:
— …я тебя серной кислотой оболью.
Руся, подобно Ли, классифицируется как истеричка на основании внешности:
— …она была живописна, даже иконописна. Длинная черная коса на спине, смуглое лицо с маленькими темными родинками, узкий правильный нос, черные глаза, черные брови… Волосы сухие и жесткие слегка курчавились… Лодыжки и начало ступни в чуньках — все сухое, с выступающими под тонкой смуглой кожей костями.
— Я знаю этот тип. У меня на курсах такая подруга была. Истеричка, должно быть.
— Возможно. Тем более, что лицом была похожа на мать, а мать, родом какая-то княжна с восточной кровью, страдала чем-то вроде черной меланхолии.
Муза тоже, безусловно, нервическая натура:
Говорила она как-то неожиданно и кратко.
— …И прикажите, если у вас есть деньги, купить у Белого яблок Ранет, — тут, на Арбате. Только поторопите коридорного, я нетерпелива.
И, наконец, апофеоз удлиненности, героиня рассказа “Пароход Саратов”, также проявляет все признаки истерического поведения:
— Пьяный актер, — сказала она брезгливо и, поправляя сзади волосы длинными пальцами, пошла из комнаты.
Родственной для данного типа ситуацией является “роман с хищницей”:
Активная темпераментная героиня, возраст и социальный статус которой не ниже возраста и статуса героя, выступает инициатором любовной интриги и на протяжении всего романа остается лицом, принимающим решение. В их отношениях доминирует сексуальная компонента. Герой находится в определенной психологической зависимости от своей возлюбленной, переломить ситуацию и изменить характер их отношений он не в силах.
Героиня | Развязка |
Муза | Уходит к другому. |
Ли | Воюет с соперницами, но герой предпочитает соперницу. Финал открыт. |
Пароход Саратов | Уходит к другому. Герой убивает ее. |
Чистейший образец “удлиненности” являет собой героиня рассказа “Пароход Саратов”. Длинная и узкая, с раскосыми глазами и длинными пальцами на длинных руках, эта роковая женщина живет среди удлиненных предметов. Своей изменой она провоцирует главного героя на убийство.
А в следующий раз я хочу поговорить о более благополучных – полных и полноватых – бунинских красавицах.