Если всех девиц в Петушках 428 – определи, сколько среди них осталось нетронутых беспартийных брюнеток?
Что, в большей степени, определяет характер и судьбу женщины – комплекция или «расцветка»? У бунинских красавиц важнее комплекция, однако расцветка, как мы сейчас увидим, тоже вносит свою лепту. Читателю известен цвет волос 26 героинь, причем большинство из них брюнетки, о чем не подозревали корабли седьмого американского флота.
Цвет волос | рыжие | белокурые | брюнетки | ? |
Число героинь | 5 | 4 | 17 | 18 |
Темный цвет волос для Бунина является нейтральным. С другой стороны, в поведении рыжих и белокурых героинь есть некоторые характерные особенности.
Рыжих героинь в цикле пять, а именно — Муза, Зойка, Галя, Генрих и Соня:
ржавые волосы (Муза);
красный бант, завязанный в ее орехом переливающихся волосах… молодой блеск ее ореховых волос (Зойка);
волосы с прелестнейшим рыжим оттенком… рыжеватые волосы (Галя);
рыже-лимонные волосы (Генрих);
красновато отливали каштаном густые и мягкие волосы (Соня).
На поверхностном уровне их цвет волос задается разными эпитетами, а иногда метафорически, но содержательно это ничего не меняет: они рыжие по сути своей, и это непременно скажется на развитии сюжета.
Все рыжие героини ведут себя активно, в их поведении нередко присутствует нечто агрессивное, однако было бы неверно говорить, что все они «хищницы». Активная компонента в поведении рыжих не всегда несет в себе негативный оттенок. Для некоторых из них это скорее черта темперамента, чем продуманная модель поведения. Они свободны и своенравны:
И, войдя, стала, как дома, снимать перед зеркалом шляпку, поправлять ржавые волосы, скинула и бросила на стул пальто, села на диван, шмыгая мокрым от снега и дождя носом, и приказала: — Снимите с меня ботики и дайте из пальто носовой платок. (Муза);
Она свободно садилась на колени к Левицкому — как бы невинно, ребячески. (Зойка);
— У вас есть еще портвейн и печенья? Я опять хочу смотреть вашу мастерскую. Можно? (Галя);
— Не будь она так опасна, я давно бы потребовала ее полной отставки. (Генрих);
— Натали нашему роману все-таки не помешает, — ответила она. — Ты будешь сходить с ума от любви к ней, а целоваться будешь со мной. (Соня).
Нередко они ироничны и остры на язык:
— Вы и всегда были прелестны, а теперь прелестны просто на удивление. — Это еще что, то ли будет! (Галя);
Она встала, легко усмехнувшись: — Ты неисправим, друг мой! (Генрих);
и сказала со своей обычной насмешливостью: — Ах, вечно и всюду опаздывающий молодой человек! (Соня).
Рыжие героини проявляют себя быстро, они очень открытые, типичные экстраверты. Не случайно среди загадочных «статных» героинь, которым необходимо время, чтобы раскрыться, нет ни одной рыжей. Подобная прямота для барышни начала столетия и впрямь необычна:
— Я консерваторка, Муза Граф. Слышала, что вы интересный человек и пришла познакомиться. (Муза);
А Зойка улучала каждую минуту, когда можно было где-нибудь в пустой комнате схватить его за шею и зашептать: "Миленький, миленький, миленький!” (Зойка);
— Галя, говорю, ведь мне можно называть вас Галей? — Быстро и серьезно отвечает: вам можно. (Галя);— …одна я оказалась терпелива и верна тебе. (Соня).
Все они с характером, прекрасно знают, чего хотят:
— … вы моя первая любовь. (Муза);
— Только сначала поцелуйте меня за это — непременно! (Зойка);
Она как-то загадочно спрашивает: я вам нравлюсь? (Галя);
— …не хочу больше быть товарищем тебе (Генрих);
…покосясь на дверь тихо прибавила: — Приду к тебе после обеда! (Соня).
Все они, по-своему, отважны, даже бесстрашны:
— Вы с ружьем, — сказала она. — Если хотите стрелять, то стреляйте не в него, а в меня. (Муза);
— Ой, ой, что за девчонка растет у меня, друзья мои! Боюсь я за нее! (Галя).
Среди рыжих встречаются представительницы четырех основных типов: «стройные» Галя и Генрих, «удлиненная» Муза, «очень полная» Зойка, «округлая» Соня. «Статные» героини, как отмечалось выше, не могут быть рыжими в силу своей сдержанности и загадочности. «Маленькие» героини тоже принципиально не бывают рыжими: своенравие, активность и отвага — качества, совершенно для них не характерные.
Причудливо сочетаясь с основным типом героини, рыжая компонента своеобразно модифицирует сюжет. Любая история с участием рыжих героинь неизбежно заканчивается драмой: рыжая составляющая во внешности бунинских героинь самая драматическая.
Характерная рыжая героиня — Галя Ганская: своенравная юная красавица, активная и темпераментная, она тайно ото всех встречается с главным героем и, заподозрив, что он не достаточно ее любит, немедленно кончает жизнь самоубийством.
Что ждет рыжих?
Генрих | Погибает от рук соперника |
Галя | Погибает, выпив яду |
Муза | Бросает героя |
Соня | Разлучает героя с возлюбленной |
Зойка | Пытается разлучить героя с возлюбленной |
Белокурые героини типологически полная противоположность рыжим. Традиционная оппозиция «блондинки — брюнетки» при нейтральности шатенок для Бунина совершенно нехарактерна: нейтральными, как ни удивительно, оказываются брюнетки.
Белокурых героинь в цикле четыре. Это Натали, героиня рассказа «В одной знакомой улице», Катька и Елена Николаевна. Белокурость также имеет разные поверхностные манифестации:
золотистая яркость волос (Натали);
довольно бедная русая коса («В одной знакомой улице»);
желтоволосая (Катька);
белокурая (Елена Николаевна).
Белокурые героини тоже не очень похожи между собой. Однако в их поведении немало общего: их объединяет удивительная пассивность и покорность судьбе. Не случайно, все они достаются нелюбимому человеку, или, во всяком случае, не достаются любимому:
Через год она вышла за Мещерского. (Натали);
Он, оставив службу, тоже переехал в Петербург — «с прелестной молоденькой женой». (Елена Николаевна);
Он добрый был. Я с ним год жила, вот как с вами. (Катька);
Больше ничего не помню. Ничего больше и не было. («В одной знакомой улице»).
Удивительно, прежде всего, то, что белокурые совершенно не борются за свое счастье. Они безвольны и безропотны, каждая из них, в большей или меньшей степени, смиряется с происходящим.
Отчасти рыжая Натали всю жизнь любит своего героя, ее смирение весьма условно:
На мгновенье черные ресницы ее взмахнулись прямо на меня, чернота глаз сверкнула совсем близко, но тут он, со старательностью грузного человека, ловко скользнув на лакированных носках, круто повернул ее, губы ее приоткрылись вздохом на повороте, серебристо мелькнул подол платья, и они, удаляясь, пошли глиссадами обратно.
Елена Николаевна, вопреки своей воле доставшаяся коварному Ворону, отцу своего возлюбленного, постепенно входит в роль супруги пожилого состоятельно господина:
Она, держась легко и стройно, в высокой прическе белокурых волос, оживленно озиралась кругом — на теплый, сверкающий люстрами, мягко шумящий, наполняющийся партер, на вечерние платья, фраки и мундиры входящих в ложи.
Апофеоз белокурого безволия и безропотности — Катька. Она своеобразная «общая девочка», переходит от одного художника к другому, и со всеми в равной степени мила, ласкова и услужлива:
Она и натурщица его, и любовница, и хозяйка — живет с ним в его мастерской на Знаменке.
Мы не знаем, как сложилась судьба героини рассказа «В одной знакомой улице» после разлуки с любимым, однако можно предположить, что она пережила расставание, «досталась» другому и счастлива с ним: память белокурых у Бунина недолговечна.
Среди белокурых присутствуют представительницы трех основных типов: «стройные» Натали и Елена Николаевна, «маленькая» героиня рассказа «В одной знакомой улице», «округлая» Катька. «Удлиненные» героини принципиально не бывают белокурыми, поскольку пассивность и безропотность им совершенно не свойственны. «Статные» героини — самые уравновешенные, крайности в поведении и во внешности им чужды, должно быть, поэтому все они брюнетки. «Очень полные», вероятно, могут быть белокурыми, во всяком случае, никакого противоречия между типом 4 и белокуростью нет, однако подобные героини в цикле не встречаются.
Типичная белокурая героиня: желтоволосая Катька. Оставшись сиротой «по шашнадцатому году», она безропотно позирует в мастерских, переходя от художника к художнику, и стойко сносит все удары судьбы, не теряя при этом жизнерадостности и вкуса к жизни.
Что ждет белокурых?
Натали | Достается другому |
В одной знакомой улице | Не противится расставанию |
Елена Николаевна | Не противится расставанию, достается другому |
Катька | "Общая девочка" |
(Очень длинно получается, так что про цвет глаз, лица и национальность расскажу отдельно.)