Другая жизнь

Когда вы в последний раз перечитывали Трифонова? Любовью к этому писателю я заразилась от родителей, но раньше воспринимала его как мастера психологической прозы из прошлого. Однако теперь у нас совсем «Другая жизнь», в «Обмен» на безопасность мы получили новую действительность и подводим «Предварительные итоги». В этом контексте произведения Трифонова воспринимаются как актуальные: замкнутое пространство, невозможность вырваться, вынужденная самоцензура, кухонные разговоры… Его герои пытаются сохранить человеческий облик в эпоху несвободы, и где бы вы ни жили, у Трифонова вы найдете нечто созвучное нынешней реальности. В «Долгом прощании», например, герой пишет сценарий с именитым соавтором…

Возвращение Кристиана

Полгода назад я писала о мальчике, которого не отпустили в школу ради бабушки. Целый год – с марта по март – он провел в своей квартире с мамой, папой и бабушкой. Сегодня он возвращается в школу. Одноклассники встречают его плакатами и открытками: дети ждали друга, сопереживали. Кристиан провел эти месяцы в одиночном заточении, а его одноклассники – в школе, больше напоминающей военный лагерь. Они многому научились: каждый день бороться за право быть детьми, стоять друг за друга горой, не выдавать друзей. Сегодня всем детям непросто. Большинство остались без спорта, кружков, полноценных праздников и каникул, а многие еще и без возможности нормально ходить в школу.

Изменились ли ваши дети за этот год? Про своих могу сказать, что они стали взрослее, ироничнее, стараются не унывать и использовать все возможности для нормальной жизни. Тем не менее, мой младший сын (15 лет) констатировал: «У меня забрали самые веселые годы».

Города и лица

Соскучилась по открытым городам и открытым лицам. Покажите свое лицо в своем городе, или просто свое лицо, или просто свой город, по настроению.
Collapse )

Тест на приоткрытие

Сможете ли вы доехать до места работы, когда оно откроется?
1) Да, по GPS
2) Если не перепутаю газ с тормозом
3) Я не помню, где я работал

Сможете ли забрать ребенка из школы?
1) Да, только я не помню, в каком он классе
2) Да, только я не помню, в какой он школе
3) Я не помню, ходил ли он раньше в школу или был на домашнем обучении

Допустим, вас пригласили в гости. Помните ли вы, как ведут беседу за столом?
1) Все говорят по очереди, предварительно подняв руку
2) Все говорят одновременно
3) Передают записочки

Collapse )

Такое ощущение, что я не все ситуации учла. Дополняйте, пожалуйста.

10 ремесел у Бродского

Спасибо всем, кто участвовал в «городской» игре. Хочу вам теперь предложить отгадать по рифмам 10 ремесел. Мне кажется, это даже интереснее: в этих рифмах отчетливо проявляется характерные для поэта способы рифмовки. Смолоду перепробовав разные ремесла, Бродский с особым уважением относился к людям трудам. В его пейзажах, перечислениях, на заднем плане все заняты делом. Предлагаю вам по рифмам угадать десять конкретных профессий. Абстрактные, вроде певца и тирана, я не включила, но в одном случае профессия употребляется в переносном смысле – не хотелось упускать такую точную, веселую рифму. В двух очень похожих по звучанию профессия ударение поставлено по-разному (ради сохранения ритма).

1) финикам
2) тащиться
3) треножник
4) щелочей
5) ничей
6) воронам
7) обоих
8) Одинбург
9) окном
10) вторник

Collapse )

10 городов

С этими словами Бродский рифмовал города (в разных падежах): 4 из них находятся в Европе, 3 в Азии, 2 в Северной Америке, 1 в Австралии. Найдете их?

1) деловито
2) труду
3) карту
4) пониже
5) сидите
6) верха
7) закуски
8) дрязг
9) восторг
10) имя

А свои хотите загадать, не обязательно из Бродского?

Язык как средство разобщения

Пора бы нам уже привести свою лексику в соответствие с актуальными реалиями. У нас бывает внутренний и внутренний мир, внутренний и внутренний туризм, ближние и ближние поездки, выезды на природу с семьей и с семьей, полеты во сне и во сне, часы закрытия и закрытия магазинов, партии левого и левого толка, сторонники и сторонники карантина, виртуальное и виртуальное общение. Думаю, нам стоит начать с отмены союза «или», поскольку он предполагает альтернативу, а наша реальность безальтернативна. Фразеологизмы и словосочетания следуют пересмотреть. Вместо «принимать гостей» будем говорить «принимать одиночество как норму», вместо «заключить в объятия» – «исключить объятия». Язык должен отражать происходящее ныне, а не в прошлом. Сегодня не встретишь человека с улыбкой на лице, только с улыбкой на полулице, а поскольку улыбка оказалась на запретной половине, на лице ее вообще теперь не встретишь, только отдельно, как у того кота. Вслед за лексикой придется модифицировать грамматику: в частности, отменить за неупотребительностью множественное число, заменив его двойственным и тройственным, чтобы не подвергнуться штрафу. Будущее время заместить условным наклонением. Глаголы движения – наречиями обездвиженности. Все это временные меры, поскольку устный язык нам скоро вообще не понадобится, только письменный. Звуки постепенно позабудутся, останутся только буквы, но это тоже до поры до времени: зачем нам общий язык, если коммуникация под запретом. Язык должен стать средством разобщения, катализатором дистанцирования. Пусть у каждого домохозяйства будет свой собственный язык, чтобы они не могли друг с другом договориться. А переводчики будут специально переводить с понятного языка на непонятный, чтобы собеседники точно друг друга не поняли.

Слепок времени

Они жили в четырех стенах и занимались самосовершенствованием, открывали в себе все новые способности и каждый навык оттачивали до предельной виртуозности. Тренируясь по многу часов в день, они довольно быстро научились ходить по стенам, перекинулись на потолок и принялись прокладывать разнообразные маршруты: вместо одной комнаты у них теперь было шесть прогулочных плоскостей. Они задрапировали все эти поверхности, расписали причудливыми орнаментами, разрезали каждую грань на сотни одинаковых треугольников и сшили заново. Следующим этапом было катапультирование: они приноровились плавно раскачивать свою маленькую комнатку на последнем этаже, приделали к ней мотор, и теперь она аккуратно вылетала из-под крыши, некоторое время парила в воздухе и так же ювелирно возвращалась на место. Соседи ничего не замечали: они тоже были заняты самосовершенствованием. На улицах было пусто. Редкие прохожие, глядя себе под ноги, выгуливали котов. Впрочем, их самих тоже не интересовало происходящее на улице: они разворачивали комнату окнами кверху и разглядывали облака, а вернувшись под крышу, рисовали их по памяти, и постепенно набрался внушительный каталог. Однажды они вылетели на прогулку, увлеклись облаками и оказались на орбите: так и парят в своей капсуле, являя собой памятник нашему времени, цельному и неторопливому. На месте их комнаты со временем выросла новая, без жильцов. Там теперь располагается виртуальный музей свободы.

Детство на удаленке

Факторы обмена и случайности в виртуальном формате

Виртуальные форматы обучения детей вошли в обиход вовсе не в прошлом году, а с массовым распространением радиоприемника и телевизора. Я росла без телевизора, но не пропускала ни одного выпуска «Радионяни», была большой поклонницей радиостанции «Юность». Большинство моих ровесников дома ждали любимые телевизионные передачи. Лично мне не близка точка зрения, что дети глупеют перед экраном, будь то телевизора или компьютера. Я считаю, что все зависит от человека, а не от формата. Любознательный ребенок всегда найдет для себя содержательный контент, а лентяй – примитивный. Образовательные передачи из поколения в поколение служили стимулом для дискуссий за семейным столом, а иногда и заменяли их – ведь не все родители умеют интересно рассказывать об устройстве мира и развивать своих детей. Школьников десятилетиями чему-то учил человек на экране, но эта форма познания в прежние времена дополняла живую школу, не вытесняя ее, поскольку при такой подаче материала практически отсутствует важнейший элемент обучения – обмен идеями.

Collapse )

Фактор случайности в виртуальном формате

Моя отрасль завиртуализировалась примерно 20 лет назад. Этот переход произошел стремительно и бесповоротно. Я тогда была молодой матерью, и онлайн-формат, гибкий и не требующий нахождения в определенное время в определенном месте, многое мне дал: прежде всего, возможность полноценно растить детей, не отдавать их на продленку и в летние лагеря, не отправлять в школу и детский сад простуженными, возить по кружкам, поддерживать языки и, что самое главное, поддерживать с ними постоянный ненавязчивый контакт: мои дети росли на моих глазах. Я всегда много работала, не имела возможности (да и не стремилась) контролировать каждый их шаг, но в течение дня, даже самого загруженного, мы перекидывалась фразами, шутками, существовали в общем контексте. Эту роскошь родители, работающие в офисе, могут себе позволить по вечерам и в выходные, и я сознаю, что мне очень повезло. Считается, что виртуальные форматы больше подходят интровертам, но я себя отношу, скорее, к экстравертам и, тем не менее, для меня этот формат идеален. Я на дух не выношу корпоративных благоглупостей и строгой иерархии. Мне не нужны начальники и подчиненные, искусственные правила и заданные рамки. В офисе я испытывала постоянный дискомфорт. Я не командный игрок, хотя очень люблю людей и не выношу одиночества. Я умею работать только быстро и с полной отдачей, мой естественный темп не совпадает с общепринятым. Одним словом, не всем экстравертам уютно работать на людях. Предполагаю, что некоторые интроверты, напротив, комфортно себя чувствуют в корпоративной среде.

Collapse )